МНЕНИЕ - Транспорт в РФ может стать более экологичным к середине 2020-х гг
21 сентября 2013 года

Транспорт в России может стать более экологически чистым уже к середине 2020-х годов, когда в стране начнется переход от использования личного автомобиля к развитию сети общественного транспорта, сообщил в преддверии Всемирного дня без автомобиля директор Центра исследований транспортных проблем мегаполисов Высшей школы экономики Константин Трофименко.

Всемирный день без автомобиля (World Car Free Day) отмечается 22 сентября. Традиция зародилась в 1998 году во Франции. Тогда этот день отметили всего около двух десятков городов. Сегодня это движение поддерживается во всем мире. В рамках акции автомобилистам предлагается на один день отказаться от использования личного транспорта, проводятся различные мероприятия, посвященные этой теме.

"У нас, по оптимистичным прогнозам, если не будет жестких кризисов, такое (развитие сети общественного транспорта - ред.) должно наступить к середине 2020-х - началу 2030-х годов, и общественный транспорт станет более "зеленым". К этому времени окончательно перестанут выпускать неэкологичный общественный транспорт. Его, в принципе, уже перестали выпускать. Если покупать выпущенные год или два назад автобусы, они уже будут "зеленоватыми", - сказал Трофименко.

ОТ АВТОМОБИЛЬНОГО БУМА

По словам эксперта, все страны, в которых начинается автомобилизация, проходят одни и те же стадии развития. Например, когда число автомобилей на одну тысячу человек доходит до 100-200, спрос на них возрастает и скоро на одну тысячу жителей приходится уже 500 машин. Такой "автомобильный бум" произошел в США, когда Генри Форд представил автомобиль Ford T, в Европе - после окончания Второй мировой войны, в Японии - в 1970-х годах, в Южной Корее - в 1980-х годах, в Китае - в конце 1990-х - начале 2000-х годов.

"Абсолютно везде одно и то же - сначала власть утверждает, что транспорт на самообеспечении граждан - пусть экономически активные ездят на автомобилях, а общественный транспорт будет небольшой общественной функцией для бедных и малоподвижных граждан. Затем муниципальный транспорт приватизируется, на рынок выходят частные транспортники, в итоге города приходят к тому, что они стоят в пробках из-за большого количества машин, а общественный транспорт представлен сегментом маршруток. После достижения 400-500 автомобилей на тысячу жителей приходит понимание того, что, сколько дорог ни строить, они не успевают за автомобилизацией - все равно пробки никуда не деваются. При этом крупный бизнес - в первую очередь, машиностроительный - начинает видеть в решении этой проблемы свой интерес", - пояснил эксперт.

ДО АВТО- РЕНЕССАНСА

После этого начинается стадия "ренессанса" общественного транспорта. Именно так произошло в Европе и Америке, где даже в тех городах, которые "были полностью автомобильными", появились электрички и метро, отмечает эксперт. В то же время такое понимание роли общественного транспорта в ряде стран было связано с экономическим развитием и наступило, когда ВВП на душу населения достиг 20 тысяч долларов образца 1990 года, пояснил Трофименко.

Помочь провести такой "ренессанс" в России, по мнению эксперта, может оставшееся от советских времен наследство в виде достаточно широкой сети железных дорог между городами для поездов дальнего следования и электричек, а также внутри городов - для трамваев.

Тем не менее, в настоящее время власти России, по сути, не развивают сеть общественного транспорта в стране.

"Тенденция в России на развития общественного транспорта на обеспечение каких-то мегапроектов, таких как Сочинская Олимпиада или Чемпионат мира по футболу 2018 года. На местном уровне в Москве "ренессанс" общественного транспорта происходит на наших глазах. Можно сказать, что крупный бизнес вошел в Москву и тут действует. Но это тот редкий случай, когда интересы крупного бизнеса и граждан совпадают", - отметил Трофименко.