МНЕНИЕ - Российским кулибиным не хватает японской харизмы, считают эксперты
27 августа 2013 года
Фильм "Изобретения доктора Накамацу" (The Invention of Dr Nakamats), показ которого прошел в в рамках проекта "Научный понедельник", посвящен японскому изобретателю, который известен своей эксцентричностью, огромным числом открытий и невероятной популярностью на родине. Большинство собравшихся на показе экспертов с недоверием относятся к изобретениям Накамацу, однако считают, что его российским коллегам не помешало бы поучиться умению японца подавать себя и свои идеи.
Йосиро Накамацу (Yoshiro Nakamatsu) - культовый персонаж в Японии. Некоторые его изобретения могут рассмешить, другие кажутся вполне полезными, а третьи выглядят абсолютно лженаучно. Накамацу принадлежат патенты на ботинки-"скороходы" PyonPyon, которые увеличивают скорость передвижения и снижают нагрузку на организм благодаря листовой рессоре на подошве. Он придумал кресло Cerebrex, якобы улучшающее работу мозга за счет охлаждения головы и нагревания ног. Среди других изобретений японца - презерватив со встроенным магнитом, делающим ощущения от секса более сильными благодаря генерации электрического тока в кровеносных сосудах женских половых органов, и многое другое. Кроме того, в течение 34 лет Накамацу фотографировал, а затем анализировал всю потребляемую им пищу, за что в 2005 году получил Шнобелевскую премию.
Работают ли его изобретения - об этом фильм датского режиссера Каспара Шредера (Kaspar Schrоder) умалчивает, сосредотачиваясь на эксцентричном образе Накамацу и восторженном восприятии его в японском обществе.
НЕОДНОЗНАЧНАЯ ЛИЧНОСТЬ
По мнению начальника управления академической экспертизы НИУ-ВШЭ Александра Костинского, Накамацу - это в первую очередь медийная фигура. Костинский полагает, что на самом деле за Накамацу стоит множество людей, ведь даже для того, чтобы только запатентовать все его три с лишним тысячи изобретений, нужна ежедневная работа в течение нескольких лет. Накамацу балансирует на грани изобретательства и лженауки, считает эксперт. "Я уверен, что половина его проектов являются хоть и не мошенническими, но не исключено, что в них не все чисто", - сказал он.
По словам руководителя лаборатории "Наноконструирование мембранно-белковых комплексов для контроля физиологии клетки" МФТИ Константина Агладзе, долгое время работавшего в Японии, общество там живет в рамках настолько жестких регламентов, что Накамацу своим безудержным креативом дает японцам своего рода отдушину. Хотя при этом 80-90% его изобретений могут вовсе не иметь смысла. "Нужно было бы студентов к Накамацу водить, чтобы он давал им задания что-нибудь такое изобрести, потому что это очень полезно", - считает ученый.
В скептическом отношении к изобретениям японца коллег поддержала преподаватель факультета инновационно-технологического бизнеса РАНХ и ГС Елена Малькова. "Грань между его пользой для молодого поколения, пользой для общества и мошенничеством, профанацией становится очень тонкой, начинается "впаривание" людям идей, которые под собой ничего научного, инженерного и практически полезного не имеют", - сказала она.
РОССИЙСКИЕ КУЛИБИНЫ
Как считает исполнительный директор Содружества бизнес-ангелов России Игорь Пантелеев, изобретателям нужно направлять свои усилия в более практическое русло, нежели это делает Накамацу. В частности, для этого нужно различать идею и проект. Сама по себе идея с точки зрения инвестора не имеет никакой ценности. "Накамацу старается реализовать свои идеи, но от идеи до ее реализации - огромная пропасть", - пояснил он.
Несмотря на всю неоднозначность фигуры Накамацу, российским кулибиным стоит поучиться у него осознанному использованию приемов креативности и харизме, считает Малькова. Харизма, умение общаться с людьми необходимы для продвижения своих проектов. Пока что для наших изобретателей презентовать свой проект и найти деньги на его воплощение - это проблема. Возможный выход из этой ситуации эксперт видит в создании команд, в которых изобретатели будут кооперироваться с маркетологами.
Тем не менее и у изобретателей-одиночек есть своя ниша в современном мире, полагает управляющий партнер Центра интеллектуальной собственности "Сколково", патентный поверенный РФ Виталий Кастальский. "Если мы возьмем российское патентное ведомство, то одна треть заявок подается именно от физических лиц, то есть от тех самых индивидуальных изобретателей. Кажется, этот самым наглядным образом характеризует ценность изобретателей-одиночек", - сказал он.