Случаи выявления картельных сговоров в России
27 мая 2013 года
Федеральная антимонопольная служба (ФАС) России возбудила дело о картельном соглашении в отношении "Группы компаний "Русское море" и семи других рыбных компаний в рамках уже имеющегося дела о поставках норвежской рыбы в Россию, сообщил агентству "Прайм" замглавы управления по борьбе с картелями ФАС Андрей Тенишев.
Ниже приводится справочная информация о случаях выявления картельных сговоров в России.
Картельный сговор - соглашение между конкурирующими продавцами о совместной политике в области цен и объемов продаж. Цель заключения любого картельного соглашения - устранить конкуренцию на рынке, так или иначе установив монополию на определенную продукцию.
Картельный сговор во многих странах осуждается и подпадает под действие антимонопольного законодательства.
Правовое регулирование картельных соглашений в России осуществляется законом "О защите конкуренции" от 26 июля 2006 года. В частности, статья 10 закона устанавливает запрет на злоупотребления компанией своим доминирующим положением на рынке, устранение или ограничение конкуренции. Запрещены соглашения между компаниями или их согласованные действия, если они приводят или могут привести к ограничению конкуренции (статья 11 закона).
При этом закон рассматривает следующие действия как направленные на злоупотребление на рынке: установление, поддержание монопольно низкой или монопольно высокой цены; навязывание контрагенту условий договора, не выгодных для него или не относящихся к предмету договора; создание дискриминационных условий; создание препятствий доступу на товарный рынок и прочее.
Законом запрещены соглашения, которые приводят к разделу рынка по территориальному признаку, объему продажи, ассортименту товаров; установлению или поддержанию цен (тарифов); установлению условий членства в профессиональных объединениях, если такие условия приводят к ограничению (устранению) конкуренции и прочее.
ФАС 24 мая 2013 года возбудила дело о картельном соглашении в отношении "Группы компаний "Русское море" и семи других рыбных компаний в рамках уже имеющегося дела о поставках норвежской рыбы в Россию. Среди фигурантов дела оказалось ООО "Норвежская семга" и "Технолад" из Калининграда, петербургские компании "Акро" и "Профи-бизнес", "Нептун" и рыбообрабатывающий комбинат №1, а также московское ООО "РК-Викинг".
ФАС России 11 декабря 2012 года признала нарушение антимонопольного законодательства компаниями ЗАО "Роста" и ЗАО фирма "ЦВ Протек" при участии в торгах по закупке лекарственных средств по программе "7 нозологий" для Минздравсоцразвития РФ. Компании заключили незаконное антиконкурентное соглашение, которое привело к поддержанию цен на торгах на закупку лекарственных средств по государственной программе "7 нозологий" (нарушение пункта 2 части 1 статьи 11 федерального закона "О защите конкуренции").
Это решение завершило серию дел ФАС России, связанных со сговорами на торгах по закупке лекарственных средств для государственных нужд, проводившихся Минздравсоцразвития РФ.
Всего в 2011-2012 годах ФАС рассмотрела семь дел, связанных со сговорами на торгах по закупке лекарств по программе "7 нозологий", которые в 2008-2009 годах проводило Минздравсоцразвития. ФАС проанализировала результаты торгов по 188 лотам пяти аукционов и по 34 лотам выявила нарушения. По данным ФАС, "компании обеспечили друг другу победу путем неявки или пассивного поведения на торгах", что в итоге позволило им заключить госконтракты на поставку лекарств без снижения начальной (максимальной) цены.
В мае 2012 года ФАС России признала участников торгов на поставку продовольственных товаров для нужд Минобороны России, ФСО России, МВД России виновными в сговоре с целью поддержания цен на максимально высоком уровне. Предметом расследования стали торги, которые проводись в июле 2009 года. Тогда государство закупило у поставщиков 845,92 тонны мясных изделий на общую сумму около 149,3 миллиона рублей.
Дело было возбуждено по обращению Федеральной службы по оборонному заказу. В ходе проверки эксперты ФАС установили, что между участниками торгов было заключено и реализовано соглашение о разделе десяти лотов с целью поддержания цены на максимально высоком уровне.
В картеле приняло участие 20 компаний, в том числе крупнейшие российские производители мясной продукции. Это ООО "Камышинские колбасы Соловьева", ЗАО "ФПК "Сырьевые ресурсы", ООО "Мясокомбинат "Дубки", ООО "Продторг", ОАО "ИКМА", ООО "Мясокомбинат "Гатчинский", ООО "Поволжский торговый дом", ОАО "Великолукский мясокомбинат", ОАО "Сафоновомясопродукт", ООО "Агентство по материальным ресурсам", ООО "СПТК", ОАО "Брянский мясокомбинат", ООО "Бизнес-системы", ООО "ТД Стрелец-М", ООО "Мясокомбинат Острогожский", ООО "Стандарт М", ООО "Прист", ЗАО "ЕТИРК авиэйшн Рус", ООО "Продцентр", ООО "Липецкий пищевой комбинат".
ФАС России 15 декабря 2011 года признала 23 участников рынка жидкой каустической соды нарушившими пункты 1,3 и 4 части 1 статьи 11 закона "О защите конкуренции". Ранее ФАС России признала ОАО "Единая торговая компания" (ЕТК) организатором картеля, который существовал на протяжении длительного времени и его участники получили доход в особо крупном размере.
ФАС установила наличие у компаний антиконкурентного соглашения о порядке установления цен и о разделе рынка оптовых поставок жидкой каустической соды. Высокие цены на рынке РФ поддерживались, в том числе благодаря продаже соды на экспорт по ценам гораздо ниже внутрироссийских.
В октябре 2011 года ФАС возбудила дело против сотовых операторов МТС и "Вымпелком" (торговая марка "Билайн"). Ведомство установило, что эти две компании импортируют смартфоны iPhone 4 16 Gb Black и iPhone 4 32 Gb Black на территорию РФ, не меняя отпускные оптовые цены на смартфоны с сентября 2010 года. По утверждению ФАС, компания Apple не давала покупателям смартфонов рекомендаций в отношении цен на аппараты в России и не контролировала ценовую политику "Вымпелкома" и МТС, тем не менее, цены на эти мобильные телефоны в большинстве российских точек продаж были идентичными. По мнению антимонопольного ведомства, такая ситуация сложилась из-за того, что импортеры договорились об отказе от конкурентной борьбы и согласовали общие условия продаж. Операторы отрицали наличие сговора, указывая, что цены на смартфоны устанавливаются исходя из рыночной конъюнктуры.
В конце апреля 2012 года ФАС признала сотовых операторов виновными в ценовом сговоре при продаже в России смартфонов iPhone.
В конце января 2011 года ФАС России признала, что единственный поставщик белорусской соли в РФ ОАО "Мозырьсоль" и ряд российских компаний осуществили картельный сговор, закрепив потребителей по ассортименту и количеству соли для устранения конкуренции. По данным регулятора, ОАО "Мозырьсоль", ООО "БПК", ЗАО "ТДС" и OOО "Евротраст экспо" нарушили антимонопольное законодательство в части пункта 3 части 1 статьи 11 федерального закона "О защите конкуренции" (раздел товарного рынка по ассортименту реализуемых товаров). ФАС установила, что в феврале 2010 года состоялось совещание по вопросу реализации соли на российском рынке, на котором участники достигли соглашения об условиях реализации соли производства ОАО "Мозырьсоль". Это было закреплено в протоколе совещания. Также было установлено, что положения протоколов выполнялись. Об этом, в частности, свидетельствовали данные по поставкам продукции, произведенной белорусской компанией.
На заседании комиссии антимонопольного ведомства участники картельного сговора представили документы о добровольном отказе от исполнения пунктов протокола и аннулировании их положений.
В конце 2010 года ФАС сообщила, что раскрыла картельный сговор на рынке энергетического угля РФ, в котором участвовали СУЭК, "Русский уголь", "Стройсервис" и другие компании. Как заявил глава ФАС Игорь Артемьев, эти компании трижды нарушили закон о защите конкуренции - согласовано повысив отпускные цены, разделив территориальные границы рынка между собой и сговорившись на торгах при муниципальных закупках угля. По данным ФАС, выручка, полученная СУЭК, "Русским углем" и "Стройсервисом" от реализации угля по установленным ценам, превысила 100 миллионов рублей, при этом незаконно полученный в результате ценового сговора доход СУЭК составил более 5 миллионов рублей. Покупатели при этом понесли соответствующий ущерб.
В конце декабря 2010 года ФАС по результатам предварительного анализа направила письма нефтяным компаниям с требованием разъяснить причины роста цен на топливо. Однако рост цен продолжился, и с октября 2010 года по конец января 2011 года составил 53% на зимнее дизельное топливо. Цены на авиакеросин за это же время выросли более чем на 30%. Тогда ФАС возбудила антимонопольные дела против крупнейших нефтяных компаний "Роснефти", ЛУКОЙЛа и "Газпром нефти", обвинив их в завышении цен на нефтепродукты. Всего ФАС возбудила порядка 40 дел на региональных рынках нефтепродуктов в связи с тем, что региональные сбытовые компании, входящие в ВИНК, завышают оптовые цены для независимых АЗС, в том числе со ссылкой на цены неконкурентных биржевых торгов.
К борьбе с дефицитом бензина в ряде регионов подключились правительство России и прокуратура. Генпрокуратура РФ заявила о "ценовом сговоре в сфере производства и торговли нефтепродуктами".
В сентябре 2010 года ФАС возбудила против торговцев Санкт-Петербурга дело о ценовом сговоре. Петербургское УФАС зафиксировало синхронный рост розничных цен на гречневую крупу в период с июля по сентябрь 2010 года, на пшеничную муку - с июля по октябрь 2010 года. На фоне засухи гречка за 2010 год подорожала примерно в четыре раза. УФАС уличило в ценовом сговоре крупнейшие розничные торговые сети города: ООО "Агроторг" (магазины "Пятерочка"), ООО "Лента", ЗАО "Торговый дом "Перекресток", ЗАО "Дикси-Петербург", ООО "О'Кей" и ООО "Реал-Гипермаркет".
Было установлено, что получив уведомление о будущем повышении закупочных цен на гречку, сети сразу повысили розничные цены на гречневую крупу, увеличив торговые наценки до 70%. Аналогичная ситуация произошла с пшеничной мукой.
В мае 2010 года московское УФАС выявило наличие сговора между МГУП "Мослифт", ООО "Связьспецпроект", ООО "Инновации Технологии Сервис", ООО "СМС", ОАО "Домофон-Сервис", ООО "Аи-Видео", ЗАО "Фирма "Вектор+", ООО "Профи-Клаб", ООО "Микротест", чьи согласованные действия привели к удержанию цены на аукционе, касающемся установки подсистем видеонаблюдения. Снижение цены государственного контракта составило 0,5% от его стартовой (максимальной) цены, хотя по другим лотам конкурентная борьба привела к снижению цены до 30-35%.