Планы властей Москвы по реформе системы маршрутного такси
30 мая 2013 года

Москва откажется от большинства маршруток для перевозки пассажиров к 2014 году, сообщил мэр столицы Сергей Собянин в интервью газете "Московские новости", опубликованном в четверг.

Ниже приводится справочная информация о рынке маршрутных такси в Москве.

Сектор коммерческих перевозок образовался в Москве в 1990-е годы, когда провозные возможности ГУП "Мосгортранс" не могли полностью обеспечить потребности населения в перевозках. В настоящее время порядок открытия, закрытия, изменения маршрутов и допуска перевозчиков регламентируется постановлением правительства Москвы от 20 июня 2006 года "О порядке организации в городе Москве регулярных городских автобусных маршрутов". В соответствии с данным документом перевозчики должны эксплуатировать маршруты на основании договоров, заключенных с департаментом транспорта.

В 2006 году департаментом транспорта была проведена инвентаризация маршрутной сети, разработан и утвержден "Реестр регулярных автобусных маршрутов" (РГАМ).

По данным пресс-службы мэрии Москвы, на сегодняшний день в Москве 608 действующих маршрутов.

Маршрутная сеть обслуживается 67 компаниями с общим количеством подвижного состава порядка 5 тысяч единиц. Большинство маршрутов частных перевозчиков работают с семи утра до одиннадцати вечера. Преимущественно - это микроавтобусы.

Общая протяженность всех маршрутов, занесенных в РГАМ, - около 10 тысяч километров.

Число перевезенных пассажиров на маршрутах РГАМ в 2012 году составило 466,6 миллиона человек, среднесуточная перевозка в будний день - 1,5 миллиона человек.

По словам мэра Москвы Сергея Собянина, маршрутные такси в Москве перевозят только 20% пассажиров.

Руководитель столичного транспортного департамента Максим Ликсутов сообщил, что маршрутные такси - это во многом теневой бизнес, годовой оборот в котором достигает 30 миллиардов рублей. Он также отметил, что большинство компаний работает официально, но билетов пассажирам не дают, а когда платят налоги, отчитываются только за каждого второго пассажира.

По словам Собянина, серьезными проблемами в транспортной структуре Москвы является наличие нелегальных такси, опасных для здоровья и жизни маршруток, которые ездят, где попало, не отвечают никаким требованиям.

Из года в год количество ДТП с участием маршрутных такси возрастает. В последние годы эта цифра составляет более 50%. Основной причиной аварий является неудовлетворительное техническое состояние автомобилей используемых для перевозки пассажиров.

Столичные власти намерены полностью реформировать систему маршрутного такси в городе.

Для повышения качества обслуживания пассажиров и эффективности работы наземного транспорта Москвы в 2013 году будет разработана единая маршрутная сеть общественного транспорта, которая не менялась в столице последние 10 лет. Она должна объединить в себе как маршруты автобусов, троллейбусов и трамваев ГУП "Мосгортранс", так и частных перевозчиков, которых будут определять на конкурсной основе.

Новая маршрутная сеть наземного транспорта будет включать в себя маршрутки, на которых смогут ездить льготники и обладатели проездных всех видов.

По словам Ликсутова, в скором времени в Москве на смену маршрутных такси придут одноцветные комфортабельные автобусы с кондиционерами и системой ГЛОНАСС. Автобусы большой вместимости будут работать в час "пик" на маршрутах с большим пассажиропотоком, на менее загруженных маршрутах - средние, а маршрутных такси только в межпиковое время.

Такое решение, по задумкам властей, должно вытеснить с рынка нелегалов и организовать прозрачную систему перевозок, получить качественный, как во всем мире, общественный транспорт.