Янукович обсудит с руководством Литвы евроинтеграцию и предстоящей саммит Украина - ЕС
6 февраля 2013 года
Президент Украины Виктор Янукович в среду посетит с официальным визитом Литву, в рамках которого проведет переговоры с руководством прибалтийской республики. По словам главы администрации украинского президента, главной темой визита станет тема европейской интеграции Украины, в частности, подготовка к саммиту Украина - ЕС и заключению соглашения об ассоциации с Евросоюзом.
В рамках визита Янукович встретится с президентом Литвы Далей Грибаускайте, премьер-министром Альгирдасом Буткявичюсом и председателем парламента Видасом Гедвиласом.
В ходе встреч также будут обсуждаться вопросы активизации торгово-экономического взаимодействия, сотрудничества в сферах транспорта, энергетики, углубления культурно-гуманитарных связей между Украиной и Литвой.
По итогам визита будет подписана Дорожная карта развития стратегического партнерства между Украиной и Литовской Республикой на 2013-2014 годы.
ЖЕЛАННАЯ АССОЦИАЦИЯ
Украина и Евросоюз после пяти лет переговоров в конце марта 2012 года парафировали соглашение об ассоциации, которое предусматривает создание зоны свободной торговли. Пока дата подписания соглашения об ассоциации не определена, Киев надеется, что это произойдет в ходе саммита "Восточного партнерства", который состоится в Вильнюсе в ноябре текущего года.
На середину февраля в Брюсселе запланирован саммит Украина - ЕС, основной темой которого станет подготовка к подписанию соглашения об ассоциации Украины с Евросоюзом. В конце прошлого года представители ЕС заявили о готовности идти навстречу Киеву, хотя ранее Евросоюз остановил работу над соглашением из-за судебного преследования лидера украинской оппозиции бывшего премьера Юлии Тимошенко.
Накануне визита Януковича в Литву глава МИД Украины Леонид Кожара выразил уверенность, что претензии Евросоюза к Киеву относительно избирательности правосудия не помешают подписанию соглашения об ассоциации.
Между тем сторонники осужденной экс-премьера Украины Юлии Тимошенко считают, что не6давно предъявленные ей обвинения в организации убийства депутата и бизнесмена Щербаня, окончательно закроют Украине путь в Европу и станут причиной для отмены саммита Украина - ЕС.
ЭНЕРГЕТИКА И ТРАНСПОРТ
Не исключено, что в ходе переговоров с руководством Литвы также будет затронута тема создания международных транспортных коридоров, в частности расширение железнодорожного проекта по перевозке контейнеров "Викинг". Задуманный железнодорожными компаниями Литвы, Белоруссии и Украины и портами Клайпеды и Одессы проект поезда "Викинг" существует с 2003 года. Европейская комиссия в 2009 году в Вильнюсе на первом форуме министров транспорта Европы и Азии объявила "Викинг" лучшим с организационной точки зрения проектом транспортировки грузов за последнее десятилетие.
Железнодорожный проект "Викинг" (вместе с транспортным коридором TRACECA) соединяет страны Балтии, Белоруссию, Украину, страны Кавказа со странами Средней Азии и Китаем. Поездом перевозятся 20-и и 40-футовые контейнеры, а также полуприцепы и автопоезда, поступающие из порта Клайпеда до портов Одесса и Ильичевск и обратно.
Недавно к этому проекту присоединились Грузия и Молдавия. Ведутся переговоры с Азербайджаном, Сирией и Турцией. Партнеры ставят задачей унификацию процедур пересечения "Викингом" государственных границ с сокращением их до 30 минут, что уже реализовано на литовско-белорусской границе.
Еще одной темой для обсуждения может стать возможность организации экспортных поставок украинской электроэнергии в Литву транзитом через Белоруссию. Несмотря на то, что Литва располагает необходимыми мощностями для обеспечения внутренних потребностей в электроэнергии, после закрытия Игналинской АЭС покупка электроэнергии у соседних стран обходится ей дешевле, чем производство собственного электричества. На сегодняшний день Литва экспортирует около 50% необходимой ей электроэнергии. Украина начиная с 2008 года ведет переговоры с Минском и Вильнюсом о возможности реализации такой схемы экспортных поставок. До сих пор планы Литвы импортировать украинскую электроэнергию не были реализованы из-за проблем с пропускной способностью через территорию Белоруссии.