Фонд кино не прекратит свою работу, однако изменит принцип финансирования - Сурков
22 ноября 2012 года
Фонд кино, вопреки распространившимся в кинематографической среде и опубликованным в некоторых СМИ слухам, продолжит свою работу, однако изменит принципы финансирования картин, сообщил в четверг журналистам заместитель председателя правительства РФ Владислав Сурков, курирующий проблемы культуры и кинематографа.
"Вопрос ни в коей мере не стоит о том, чтобы закрыть Фонд и убрать все в Минкультуры. Фонд задумывался именно как экономический агент правительства в сфере кинематографии, его основной функцией должна была быть бизнес составляющая процесса. А этого не произошло. Сейчас речь идет о том, чтобы добиться от Фонда, чтобы он стал экономическим агентом, как и предполагалось при его создании, и выделял деньги только на экономических основаниях", - сказал Сурков после рабочего совещания с кинематографистами.
Фонд социальной и экономической поддержки отечественной кинематографии был создан в конце 2009 года. Тогда предполагалось, что Фонд, в отличие от дотационных выплат Минкультуры, будет вкладывать деньги только в коммерчески успешные проекты, получая при этом процент от кассовых сборов. Таким образом он должен был продвигать отечественное кино на внутреннем рынке. Однако впоследствии Фонд кино фактически стал главным распределителем бюджетных средств на поддержку отечественной кинематографии. Так, в 2012 году Фонд распределял сумму в 3,8 миллиарда рублей, в то время как в распоряжении Минкультуры осталось чуть больше миллиарда. Кроме того Фонд дополнил список лидеров отечественного кинопроизводства кинокомпаниями, успешно занимающимися производством авторских картин.
"Фонд выдает деньги на экономических основаниях - это главное его отличие от министерства культуры. Показатель должен быть в той или иной степени экономический. Если в качестве показателя берется эстетика или призы на фестивалях, то финансирование таких лент должно идти через Минкультуры", - подчеркнул Сурков.
В марте 2012 года сами кинематографисты на попечительском совете Фонда кино приняли решение о необходимости доведения доли лидеров отечественного кинопроизводства в кассовых сборах российского проката до 13%. Позже, в сентябре, на заседании Правительственного совета по развитию отечественной кинематографии было дано поручение проанализировать итоги 2012 года, и в случае, если указанный целевой показатель не будет достигнут, разработать комплекс мер по оптимизации государственной поддержки кино.
По прогнозу исследовательской компании Romir Movie Research, доля фильмов компаний-лидеров в общем объеме кассовых сборов за 2012 год не превысит 7,5%, а общая доля отечественных картин приблизится к отметке в 13,8%. При этом снижение доли компаний-лидеров произошло на фоне значительного увеличения объема бюджетных средств, выделяемых Фонду кино. Именно поэтому механизм работы Фонда кино и было решено пересмотреть.
"Я не сторонник резких реформ в любой чувствительной сфере. Около половины средств я бы оставил в Фонде на невозвратной основе, но при этом увеличил бы влияние Минкультуры. Не нужно сейчас эти деньги изымать из Фонда. Я все-таки надеюсь, что определенная эффективность его как экономического агента возрастет", - подчеркнул Сурков.
На данный момент в бюджете деньги на поддержку и развитие отечественной кинематографии закладываются без разделения их на часть, которую выделяет Фонд кино, и часть, распределением которой занимается Минкультуры. Конкретные суммы определяются соглашением между двумя структурами.
По выработанному в ходе рабочего совещания механизму примерно половина выделенных Фонду средств останется в режиме дотаций, что необходимо, в частности, для того, чтобы компании-мейджоры могли закончить начатые в прошлом году проекты. Вторая половина средств будет разбита на несколько категорий: часть будет выделяться кинематографистам как трехгодичный займ, часть пойдет на дотирование ставки банковского кредита, часть - премиями за успешный прокат фильмов, что, кстати, уже практиковалось в первый год работы Фонда кино.
При этом, как пояснил Сурков, дотационная часть Фонда будет контролироваться министерством культуры. Кинематографисты также смогут взять деньги на производство своих картин одновременно и в Фонде, и в Минкультуры. Не нарушая, естественно, установленное законодательством правило о том, что государственные деньги не могут составлять более 70% производственного бюджета картины.
Конкретные механизмы сотрудничества Минкультуры и Фонда кино в новых условиях будут прорабатываться специальной рабочей группой и будут представлены к 3 декабря.