Правила работы микрофинансовых организаций с "Почтой России" определят до конца ноября
31 октября 2012 года

Правила сотрудничества "Почты России" с микрофинансовыми организациями (МФО) определит рабочая группа к концу ноября, сообщил журналистам заместитель генерального директора почтового предприятия Игорь Мандрыкин.

"Будет создана рабочая группа, которая к концу ноября представит продукт, который будет определять характер взаимодействия микрофинансовых организаций и "Почты России", - сказал Мандрыкин по итогом "круглого стола", посвященного принципам организации сотрудничества МФО и "Почты".

В том числе, по его словам, рабочая группа, в которую войдут представители МФО, профильных ведомств, общественных организаций и "Почты", рассмотрит вопрос целесообразности установления максимальной процентной ставки по займам, предоставляемым микрофинансовыми организациями в почтовых отделениях. Против ограничения ставок на "круглом столе" выступили представители МФО и Минфина, а представители Госдумы сочли это возможным, отметил Мандрыкин.

"Почта России" в четвертом квартале 2011 года начала пилотный проект по предоставлению в своих отделениях финансовых продуктов компаний, работающих в сфере микрофинансирования. Но уже в начале 2012 года разразился скандал из-за того, что в почтовых отделениях выдаются кредиты "под невообразимо чудовищный процент". "Почта" поясняла, что выступает лишь как агент: в ее отделениях заемщик может подать заявление на привлечение мини-займа и оформить все необходимые документы. Займы выдают МФО, которым "Почта" предоставляет услуги денежных переводов в адрес заемщиков. Различные проверки не выявили в действиях почтового предприятия никаких нарушений, однако ФГУП приостановил развитие проекта. "Мы столкнулись с негативной реакцией и сочли преждевременным реализовывать этот проект на всей сети", - пояснил Мандрыкин.

Как сообщил Мандрыкин на пресс-конференции, идея выдачи в отделениях "Почты" микро-займов не подверглась сомнению ни у одного участника "круглого стола", однако все сошлись во мнении, что необходимо выработать правила взаимодействия ФГУПа с МФО.

Как заявил, в свою очередь, председатель Союза потребителей РФ Петр Шелищ, в ходе "круглого стола" было предложено два варианта взаимодействия "Почты" и МФО. По одному из них, "Почта" должна отбирать МФО на конкурсной основе, главным критерием отбора при этом должны стать наилучшие условия, которые могут предложить МФО для потребителей.

Второй вариант - дать работать в отделениях "Почты России" всем МФО, которые "пройдут через фильтр определенных критериев", которые должна сформулировать рабочая группа.

"Почта России", по словам Мандрыкина, против выборочного сотрудничества. "Мы против отбора. Мы считаем, что должны быть допущены все МФО", - сказал замглавы предприятия. Единственное возможное ограничение сотрудничества - несовместимость технологических платформ, используемых МФО и "Почтой", отметил он.

По данным ФСФР, на сегодняшний день в РФ зарегистрировано более 2 тысяч микрофинансовых организаций, но Мандрыкин уверен, что заинтересуются сотрудничеством с "Почтой" не более 20 таких организаций. "Остальных будет сдерживать ненужность "Почты России" в их бизнесе. Мы нужны только тем, кто хочет предоставлять услуги по всей территории России, но при этом не имеет филиалов во всех регионах", - пояснил представитель "Почты".

Представители МФО считают возможным сочетание обоих вариантов сотрудничества, озвученных на "круглом столе", заявила вице-президент "Национального партнерства участников микрофинансового рынка" (НАУМИР) Елена Стратьева. "Возможно сочетание двух механизмов входа (в отделения "Почты" - ред.). Можно совместно выработать критерии конкурсов", - сказала она.

Союз потребителей РФ при этом настаивает, что при предоставлении в отделениях "Почты" микро-займов необходимо обеспечить подробное информирование клиентов о каждой МФО, условиях привлечения займа и возврата средств, а также о том, какие штрафы будут начисляться в случае просрочки по платежу, заявил Шелищ. Помимо этого, в Союзе считают, что "Почта" должна будет информировать клиентов о том, куда обращаться с претензиями.

Мандрыкин пообещал, что "Почта" обеспечит подробное информирование потребителей.