МЭР РФ не поддержало предложения Минприроды по внесению изменений в закон "О недрах"
16 октября 2012 года
Минэкономразвития РФ сочло необоснованными предложения Минприроды о внесении изменений в закон "О недрах" по вопросу уточнения критериев отнесения участков недр к участкам федерального значения.
Об этом говорится в заключении МЭР об оценке регулирующего воздействия по проекту федерального закона "О внесении изменений в статью 2.1 Закона Российской Федерации "О недрах".
Отмечается, что действующими положениями закона РФ от 21 февраля 1992 года N 2395-1 "О недрах" к участкам недр федерального значения отнесены, в том числе, участки, содержащие месторождения и проявления алмазов и металлов платиновой группы, а также участки на территории субъектов РФ, содержащие по состоянию на 1 января 2006 года запасы коренного золота от 50 тонн.
По мнению разработчика, отмечается в документе, указанные критерии относятся к участкам недр федерального значения средних и мелких месторождений, не оказывающих существенного влияния на интересы национальной безопасности.
"Кроме того, открываемые в настоящее время месторождения полезных ископаемых, даже при достаточно крупных совокупных запасах благородных металлов в руде, экономически неэффективны в разработке, а проявления алмазов и металлов платиновой группы, зачастую имеющие очень малые запасы указанных полезных ископаемых, имеют высокую инвестиционную привлекательность", - говорится в документе.
Ведомство также отмечает, что фактически разработчиком предлагается внести три ключевых изменения: во-первых, сузить область определения понятия "участки недр федерального значения" для залежей алмазов и металлов платиновой группы, заменив для них категорию "проявление" на категорию "запасы", как минимальную норму их содержания в недрах, достаточную для отнесения их к участкам недр федерального значения. Во-вторых, увеличить минимальный размер запасов коренного золота в недрах, достаточный для отнесения их к участкам недр федерального значения, с 50 тонн до 250 тонн. В-третьих, предлагается расширить права пользования участками с запасами золота до 250 тонн, металлов платиновой группы и алмазов для недропользователей с участием иностранного инвестора, позволив им предварительно не согласовывать с правительством РФ права на освоение данных участков федерального значения.
МЭР, однако, добавляет, что разработчиком проекта не представлены какие-либо расчеты и оценки практических издержек недропользователей и государства в целом вследствие сложившейся на текущий момент модели регулирования, без которых представленных Минприроды аргументов недостаточно.
Ведомство отмечает, что принятие проекта акта не может быть поддержано в рамках настоящего заключения. "По итогам оценки регулирующего воздействия проекта акта считаем, что наличие проблемы и целесообразность ее решения с помощью регулирования, предусмотренного проектом акта, не обоснованы в достаточной мере", - говорится в документе.
ПРЕДЛОЖЕНИЯ НОРНИКЕЛЯ
МЭР отмечает, что согласно позиции ОАО "ГМК "Норильский никель" , представленной в рамках публичных консультаций по проекту акта, в настоящий момент освоение, а главное - изучение участков недр федерального значения сопряжено с рядом значительных административных барьеров, приводящих как к существенным расходам конкретных недропользователей, так и к недополученнию прибыли государством.
Согласно действующей редакции статьи 2.1 закона "О недрах", к участкам недр федерального значения также отнесены участки, на которых зафиксированы проявления алмазов, кобальта, никеля и прочее. При этом, указанная категория "проявление" полезного ископаемого означает крайне слабую степень изученности такого участка недр, а значит, и крайне низкую вероятность подтверждения на таком участке недр кондиционных запасов сырья. По мнению представителей "Норникеля", вероятность подтверждения запасов на участках с проявлениями кобальта и никеля на практике не превышает 10-20%. При этом право разведки и добычи на таких участках определяется только в форме аукциона или конкурса.
"Норникель" предлагает внести кобальт и никель в перечень минеральных ресурсов, переводимых разработчиком из категории "проявление" в категорию "запасы" при уточнении критериев участков недр федерального значения, тем самым упразднив необходимость получения права на геологическое изучение участков с проявлениями таких минералов через конкурсы и аукционы.
Представителями компании указывается, что средний срок, необходимый ей для прохождения полного цикла административных процедур от подачи заявки на участок недр до получения права на его геологическое изучение, составляет 2-3 года. "Учитывая, что при этом подтверждаются на наличие кондиционных запасов сырья лишь 1-2 участка с проявлениями кобальта и никеля из 10 исследуемых, практическая эффективность, а значит, и инвестиционная привлекательность изучения и освоения новых месторождений, увеличения, таким образом, степени геологической изученности недр на территории РФ, снижается значительно", - говорится в документе.
Кроме того, по мнению "Норникеля", с аналогичными административными препонами недропользователь сталкивается в тех случаях, когда в процессе освоения лицензионного участка обнаруживается выход искомого минерала (его пласта, жилы) за границы участка. При этом, для возникновения права геологического изучения смежного участка недр недропользователь также вынужден участвовать в соответствующем цикле административных процедур, сопряженных с двух-, трехлетним периодом ожидания.
МЭР в свою очередь отмечает, что материалы "Норникеля" не содержат сведений о фактических случаях временных издержек при получении права на геологическое изучение участков недр федерального значения, расчетов таких издержек и оценки степени их влияния на производственно-экономические показатели деятельности компании в целом.
"Вместе с тем считаем необходимым проработку разработчиком аргументации и предложений субъектов предпринимательской деятельности, поступивших в рамках публичных консультаций по проекту акта, в том числе в части подготовки и представления фактических данных о наличии или отсутствии существенных временных издержек недропользователей, и соответствующих рисков снижения инвестиционной привлекательности проектов greenfield по освоению участков недр", - отмечает ведомство.