Интернет-рынок в России вырастет в 2012 году на 30%, до 720 млрд руб
10 октября 2012 года
Объем российского интернет-рынка вырастет в 2012 году на 30%, до 720 миллиардов рублей, замедлив свой рост на 3 п.п. по сравнению с прошлым годом, следует из исследования "Экономика рунета 2011-2012", представленного в среду Российской ассоциацией электронных коммуникаций и Высшей школой экономики.
По данным исследования, объем рынка контента и сервисов, а также интернет-зависимых рынков (доступ в сеть, электронные торги и инвестиции в онлайн-компании) в 2011 году составил 2,52 триллиона рублей, что сравнимо с 4,62% ВВП России в том же году.
Самым быстрорастущим рынком в рунете в 2012 году, по прогнозу экспертов, станет видеореклама. Объем этого рынка вырастет на 59% - до 1,27 миллиарда рублей.
Крупнейшим рынком останется онлайн-ритейл, чей объем увеличится до 393 миллиардов рублей - рост на 27%. По мнению экспертов, особенность российского рынка онлайн-ритейла заключается в отсутствии крупных игроков, занимающих значительную долю рынка. На долю лидера, которым является интернет-магазин Ozon, приходится около 2-3% рынка.
Вторым по величине рынком в рунете являются электронные платежи. Данный сегмент в 2012 году покажет рост на 34% - до 220 миллиардов рублей. Как считают эксперты, рост этого рынка обусловлен стремлением государства минимизировать долю наличных денег в расчетах, ростом информированности населения об электронных платежах, приходом данных технологий в офлайн.
Объем рынка контекстной рекламы, который в 2011 году вместе с видеорекламой был самым быстрорастущим сегментом, замедлит свой рост на 14 п.п. - до 39% и увеличится до 33,7 миллиарда рублей. По мнению экспертов, к точкам роста этого сегмента следует отнести повышение требований со стороны заказчиков, что будет стимулировать конкуренцию, предложение новых видов услуг.
Рынок медийной рекламы также замедлит свой рост - с 41% в 2011 году до 33% в 2012 году, а его объем в текущем году составит 21,05 миллиарда рублей. При этом эксперты отмечают определенную отсталость российского рынка медийной рекламы от ведущих зарубежных, что является следствием, в частности, недостаточной развитости технологий размещения и медиапланирования.
Объем рынка поисковой оптимизации в 2012 году достигнет 10,1 миллиарда рублей, увеличившись за год на 19%. Также отметку в 10 миллиардов рублей преодолеет рынок продажи контента и игр - его объем вырастет на 27%, до 10,46 миллиарда рублей.
Как отмечают эксперты, рынок веб-разработки продолжит расти за счет мелких заказчиков. Объем этого сегмента, по прогнозу исследователей, достигнет в 2012 году почти 12,5 миллиарда рублей (рост на 27%).
Активный рост покажет и рынок SMM-услуг (маркетинг в социальных сетях) - рост на 40%, до 4,17 миллиарда рублей. Объем рынка хостинг-услуг и регистрации доменов увеличится на 21% до 6,4 миллиарда рублей. Сегмент SaaS-услуг (программное обеспечение как услуга) сохранит темпы роста в 46%, а объем этого рынка достигнет 2,76 миллиарда рублей.
Согласно прогнозу The Boston Consulting Group (BCG), опубликованному в марте, к 2016 году объем российской интернет-экономики без учета интернет-зависимых рынков должен достигнуть 2,3 триллиона рублей, а доля интернет-бизнеса в ВВП России к тому моменту вырастет до 2,8%.
Россия является лидером среди европейских стран по числу активных интернет-пользователей - около 60 миллионов человек.