Узбекистан вводит уголовное наказание за незаконное вмешательство в бизнес
12 сентября 2012 года

Президент Узбекистана Ислам Каримов подписал закон, предусматривающий введение уголовного наказания сроком до пяти лет за незаконное вмешательство в деятельность хозяйствующих субъектов. Текст документа опубликован в среду в местной печати.

В соответствии с законом, изменения внесены в Уголовный кодекс и Кодекс об административной ответственности. Закон был принят нижней палатой парламента республики и одобрен сенатом (верхней палатой) в августе.

Ранее данная норма не была установлена законодательно.

Законом определено, что умышленное инициирование и (или) проведение проверок, приостановление деятельности хозяйствующих субъектов и (или) операций по банковским счетам, а также истребование информации о наличии денежных средств на счетах в случаях, не предусмотренных законодательством, наказывается штрафом от ста до ста пятидесяти минимальных размеров заработной платы (72,355 тысячи сумов, или 37,6 доллара) либо исправительными работами до трех лет.

Те же действия, совершенные с причинением крупного ущерба либо повторно - от трехсот до пятисот минимальных размеров заработной платы или лишением свободы до трех лет.

В случае причинения особо крупного ущерба либо в интересах организованной группы - от пятисот до шестисот минимальных зарплат или лишением свободы от трех до пяти лет.

С 1 июля 2005 года в соответствии с указом президента деятельность субъектов предпринимательства в республике может быть прекращена только по решению суда.

Кроме этого, был введен порядок, при котором проверки финансово-хозяйственной деятельности субъектов предпринимательства осуществляются только органами государственной налоговой службы, а при выявлении ими в ходе проверок признаков налоговых и валютных преступлений - департаментом по борьбе с налоговыми и валютными преступлениями при Генеральной прокуратуре Узбекистана.

В соответствии с нормативными документами, регулирующими порядок проверок хозсубъектов, контролирующие органы Узбекистана обязаны письменно извещать субъектов предпринимательства о плановой проверке не менее чем за 30 календарных дней до начала ее проведения с указанием сроков и предмета проведения проверки.

ТРУДНОСТИ БИЗНЕСА: МТС и ВСЕ-ВСЕ-ВСЕ

В числе последних историй проблемного бизнеса в Узбекистане - прекращение деятельности ООО "Уздунробита", дочерней компании одного из крупнейших российских сотовых операторов ОАО "МТС" . Узбекский телекоммуникационный регулятор 17 июля приостановил оказание оператором услуг связи, ссылаясь на неоднократные и систематические грубые нарушения, а также невыполнение предписаний контролирующего органа. Впоследствии компании были предъявлены различные налоговые и антимонопольные претензии, а лицензии обслуживавшего более 9,5 миллионов человек оператора аннулированы в суде. Имущество "Уздунробиты" на данный момент описано и арестовано на 90% в рамках обеспечительных мер по уголовным искам к сотрудникам оператора. По мнению МТС, одновременно с проверкой финансово-хозяйственной деятельности проводится оценка бизнеса узбекской "дочки". Закрытие бизнеса - единственный вариант развития событий, считают в компании. Всего во втором квартале 2012 года группы МТС списала 1,08 миллиарда долларов убытка от прекращения деятельности компании в республике.

МТС не первый иностранный инвестор, испытывающий проблемы в Узбекистане. В 2008 году шведско-финская TeliaSonera продала неизвестному покупателю 26% оператора Coscom ниже рыночной стоимости. Эксперты не исключают, что продажа была осуществлена под давлением. После чего Coscom сменил торговую марку на Ucell.

В 2009 году налоговые органы начали проверки дочерней компании российского "Вимм Билль Данн", впоследствии суд признал сотрудников ташкентского предприятия виновными в хищениях, нарушении налогового и таможенного законодательства, а имущество отозвано в пользу государства.

В начале июля 2012 года прокуратура города Кувасай (Ферганская область, Узбекистан) наложила арест на счета ОАО "Кувасайцемент", третьего по мощности цементного завода в республике, принадлежащего казахскому холдингу United Cement Group (UCG). Основанием для ареста денежных средств послужили материалы проверки финансово-хозяйственной деятельности предприятия, проведенной налоговой службой, которая выявила использование незаконных схемы уклонения от уплаты налогов со стороны руководства предприятия.

Аналогичные ситуации произошли с дистрибьютором Carlsberg, британской золотодобывающей компанией Oxus Gold, индийским текстильным предприятием Spentex Industries, израильской Metal-Tech Ltd и рядом других компаний, чье имущество было арестовано, а затем изъято.