Участие туроператоров в компенсационном фонде восстановит репутацию туротрасли - РСТ
3 сентября 2012 года
Сбор российскими туроператорами средств в компенсационный фонд для решения проблем туристов в экстренных ситуациях, подобных историям с "ЧерриТур" и "Эль-Вояж", позволит восстановить репутацию туротрасли, подпорченную частыми банкротствами туркомпаний, заявила на пресс-конференции в в понедельник пресс-секретарь Российского союза туриндустрии (РСТ) Ирина Тюрина.
Поправки в закон о туристской деятельности, в которых говорится о необходимости создания в России объединения туроператоров по выезду, а также компенсационного фонда помощи туристам в экстренных ситуациях, были приняты в мае 2012 года после нескольких громких банкротств туроператоров. Каждая компания, состоящая в объединении, должна отчислять в фонд не менее 150 тысяч рублей в год. Объединение должно начать работу не позднее ноября текущего года, а компенсационный фонд - не позднее мая 2013 года.
"Создание компенсационного фонда и сбор с туроператоров денег в него - это плата за восстановление репутации туротрасли, подорванной многочисленными банкротствами туроператоров. Последние примеры - "ЧерриТур" и "Эль-Вояж". Конечно, 100-150 тысяч для многих компаний - большие деньги. Но каждая такая история - это колоссальный удар по репутации турбизнеса, после которого начинается снижение объемов продаж. Тем компании, которые серьезно работают, хорошо это понимают. Если бы фонд уже был, очень много нервов было бы сохранено", - подчеркнула Тюрина.
В воскресенье российский туроператор "ЧерриТур" официально приостановил деятельность. Проблемы с возвращением в Россию возникли у нескольких десятков российских туристов - клиентов компании, которые не могли вылететь из хорватского города Пула. В понедельник болгарский партнер компании начал требовать с отдыхающих в Болгарии россиян повторной оплаты отелей. Более 300 россиян в ближайшие три недели не смогут отправиться на отдых в Египет из-за того, что туроператор "Эль-Вояж" отменил пять чартерных рейсов из Москвы в Хургаду.
Замглавы Ростуризма Евгений Писаревский, выступая на пресс-конференции в , предостерег туроператоров от "иждивенческих настроений". "Я вижу, что возникают иждивенческие настроения у бизнеса, что их предпринимательские риски можно возложить на плечи государства и "Ростурпомощи". Не получится. Закон об основах туристской деятельности предоставил право и страховщикам, и объединению регресса к тем туроператорам, которые в результате умышленных действий доводят ситуацию со своими партнерами до той, которая происходит сейчас. В результате туроператор будет отвечать всем своим имуществом и личной ответственностью, а иногда и уголовной в тех случаях, если вследствие грубой неосторожности или умысла предприятие доведено до банкротства", - заявил он.
По словам Писаревского, туроператорам не придется платить деньги в компенсационный фонд за недобросовестных коллег.
"Не будет стоять вопрос так, что мы платим за недобросовестных туроператоров деньги в компенсационный фонд. Членство в фонде только добросовестных компаний позволит существовать на рынке только тем компаниям, которые не вводят в заблуждение своих клиентов. Мы сейчас пытаемся разработать алгоритм оказания помощи туристам при минимальных издержках для них", - добавил чиновник.
Тюрина подчеркнула, что турбизнес и авиакомпании в случаях банкротств нередко ведут себя "безответственно".
"Причем не только компании, которые устраивают веселье, но и все участники процесса. Они не переводят деньги принимающей стороне, а если переводят, то не сразу, а начинают затыкать ими образовавшиеся дырки. Глава принимающей компании Solen в Хорватии говорила руководителю "ЧерриТур": не отправляй туристов, я не буду их принимать - он отправлял. В Хорватию в субботу приехали 11 клиентов "ЧерриТур". Глава Solen приехала в аэропорт объясняться с туристами, сообщила им, что брони отелей аннулированы. Предложила повторно оплатить проживание и трансферы и потом получить компенсацию. Или сразу вернуться в Россию. Остаться согласилась лишь одна пара, остальные сели в свой же самолет и улетели обратно", - рассказала она, добавив, что оставшаяся пара купила путевку в Хорватию накануне, и агентстве ее уверили, что все проблемы разрешены.
Тюрина подчеркнула, что безответственно повели себя и авиакомпании, которые отказались везти туристов, прилетевших их рейсами на отдых, обратно.
"В Хорватии люди сидели в аэропорту около полутора суток, принимающие компании ими не занимались. Ни воды, ни еды. С хорошим настроением они улетели обратно. Авиакомпании соглашаются по неоплаченным рейсам вывозить людей за границу в надежде, что потом получат деньги. А обратно везти не соглашаются, хотя знают, что люди за перелет заплатили, и вернуться им нужно", - заметила она.
По мнению пресс-секретаря РСТ, отказавшись везти россиян домой, авиакомпании "Саравиа" и "Руслайн" нарушили Воздушный кодекс.