Цели мирового бизнеса по снижению выбросов CO2 в четыре раза ниже, чем необходимо - отчет
12 сентября 2012 года
Текущий уровень обязательств по сокращению выбросов парниковых газов, принятых крупнейшими глобальными компаниями, в четыре раза ниже необходимого для того, чтобы избежать опасного изменения климата, свидетельствуют данные отчета Carbon Disclosure Project Global 500 Climate Change Report 2012.
Очередное издание отчета, соавтором которого выступает PricewaterhouseCoopers, было представлено в среду.
По данным авторов исследования, менее половины из 379 компаний списка Global 500, ответивших на высланные им вопросы, связали наблюдавшееся на их производствах снижение выбросов CO2 со своей активной деятельностью по их сокращению. Хотя 82% компаний так или иначе закрепили собственные цели по повышению энергоэффективности или снижению выбросов, общий уровень их обязательств примерно в четыре раза ниже уровня, который нужен, чтобы удержать рост глобальной средней температуры в "безопасных" пределах двух градусов Цельсия.
"Хотя с годами ситуация улучшается, пока уровень корпоративных и национальных обязательств по снижению выбросов парниковых газов далек от необходимого", - сказал один из ведущих авторов отчета Малкольм Престон (Malcolm Preston), чьи слова приводит PwC.
Директор PwC по устойчивому развитию и изменению климата Джонатан Грант (Jonathan Grant) отметил, что тот факт, что пятая часть опрошенных компаний установила для себя долгосрочные цели до 2020 года, этих обязательств недостаточно для того, чтобы добиться необходимого результата.
Вместе с тем, Грант подчеркнул, что руководство компаний "не может принимать инвестиционные решения на основе глобальных заявлений, которые правительства делали на саммите "Рио+20" или климатических переговорах, им нужны "политические решения инвестиционного уровня" - по его словам, 49% компаний назвали государственное регулирование ключевым драйвером, определяющим действия бизнеса в этой сфере.
"Страны пока не перевели свои заявления (на сессии переговоров ООН по климату) в Дурбане на язык более амбициозных политических решений или долгосрочных стратегий на национальном уровне. Вероятно, низкий уровень целей, которые ставит бизнес - это отражение этого факта", - заявил Грант.
Эксперты отмечают, что по мере восстановления глобальной экономики выбросы парниковых газов, скорее всего, вновь начнут расти, поскольку компаниям "пока не удалось разорвать или ослабить связь между объемом выпуска продукции и выбросами CO2".
Согласно отчету, представленному на сайте PwC, среди российских компаний, представивших ответы на анкету авторов отчета, обозначены "Газпром", "НОВАТЭК" и "Сургутнефтегаз", однако две последних отправили свою информацию позже 1 июля 2012 года и не попали в итоговые расчеты. "ЛУКОЙЛ", "Роснефть", "Норильский никель", Сбербанк и ВТБ не ответили исследователям, "Уралкалий" отказался от участия.
Ни одна из российских компаний не попала в топ отраслевых рейтингов по итогам опроса.
В целом бизнес, по мнению авторов исследования, осознает, что активная позиция по проблеме изменения климата может принести не только краткосрочные финансовые выгоды: 68% респондентов отметили, что видят в ней возможности использовать выгодные им изменения в покупательском поведении или же улучшить собственную репутацию.
Кроме того, доходность инвестиций в портфель, копирующий по составу индекс Carbon Disclosure Leadership Index, в который попадают компании с максимальными баллами в исследовании, по статистике авторов отчета, с 2006 года была примерно в два раза выше средней доходности по всему Global 500.