Страховщики об ОСГПО: оценить не можем, но участвовать готовы
5 сентября 2012 года

Страховщики затруднились оценить адекватность разработанных Минфином тарифов по обязательному страхованию гражданской ответственности перевозчика (ОСГПО) из-за отсутствия подробной информации о статистике, на основе которой министерством был сделан расчет, но все равно готовы участвовать в новом виде страхования, свидетельствуют результаты опроса, проведенного агентством "Прайм".

Закон об обязательном страховании гражданской ответственности перевозчика вступает в силу с 1 января 2013 года. Его действие распространяется на все виды пассажирских перевозок, кроме легкового такси. Минфин опубликовал на своем сайте проект тарифов по новому виду страхования для проведения экспертизы.

Самым "дорогим" при заключении договора на стандартных условиях оказался морской транспорт. Для него установлены самые высокие тарифы. При этом премия на одного пассажира определена в размере 22,48-45,25 рубля. За ним следует воздушный транспорт (9,87-19,87 рубля), междугородние и международные автобусные перевозки (9,14-18,40 рубля). Премия на пассажира по внутреннему водному транспорту определена на уровне 8,66-17,42 рубля; по пригородным автобусным перевозкам - 1,34-2,70 рубля; в рамках перевозок поездами дальнего следования - 1,05-2,11 рубля. В остальных случаях премии на человека были определены из расчета менее 1 рубля, и тарифы, соответственно, ниже.

"Опубликованный Минфином проект тарифов, к сожалению, не содержит подробной информации об исходных статистических данных, использованных при расчете. В пояснительной записке представлено лишь общее описание источника "из официальной статистической информации Минтранса России, Росстата, МВД России, ОАО "РЖД", Росавиации, Ространснадзора". Без этого оценить корректность проекта не представляется возможным", - отмечает заместитель генерального директора "РЕСО-Гарантия" Максим Шашлов.

Стоит отметить, что вопрос об отсутствии надлежащей статистики встает каждый раз, когда речь идет о введении нового вида обязательного страхования.

"Можно вспомнить опыт разработки тарифов по ОСАГО, когда пытались учесть официальную статистику аварий и среднюю стоимость ремонта", - говорит руководитель департамента ЗАО "МАКС" Арсений Поярков. "На практике выяснилось, что, с одной стороны, большинство аварий до введения обязательного страхования не регистрировалось, с другой стороны, страховщики быстро нашли способ минимизировать выплаты. Итог - десятилетие взаимных упреков сторон, недовольства, гонки комиссий", - констатирует он.

Заместитель генерального директора страховой компании "Согласие" Елена Бочарова обращает внимание, что отсутствует значимая статистика по реальному количеству пострадавших на транспорте и величине причиненного им ущерба. "Поэтому оценивать правильность тарифных разработок Минфина РФ, на наш взгляд, пока рано. В то же время указанный Минфином в качестве наиболее вероятного значения объем рынка в 12 миллиардов рублей представляется достаточно адекватным", - считает она.

СПОРЫ ВОКРУГ ВИЛКИ ТАРИФОВ

"Предложенный Минфином диапазон премий на одного пассажира на стандартных условиях слишком широкий и составляет от 22,48-45,25 рубля до 0,07-0,15 рубля", - говорит Бочарова и отмечает, что для всех видов перевозок Минфином предложена практически одинаковая двукратная вилка тарифов. "Четкого обоснования такого подхода Минфин не дал. Однако с этим подходом при отсутствии значимой статистики можно согласиться", - считает она.

Между тем некоторые эксперты полагают, что Минфин мог бы ограничиться только верхней планкой тарифов, а не установлением вилки.

"Понятно, зачем нужна максимальная планка тарифа - она защищает от избыточной оптимизации налогообложения, способствует снижению уровня "откатов" в рамках вида, защищает страхователей от потенциального ценового сговора страховщиков... Но зачем нужна фиксированная минимальная ставка, причем на достаточно высоком уровне? Как показывает опыт того же ОСАГО, законодательная невозможность снизить цену приводит к гонке комиссий", - указывает Поярков.

По его мнению, фиксация минимального тарифа в погоне за простыми решениями для сложных задач противоречит принципам здравого смысла и рыночного ценообразования и приведет к тому, что данный вид страхования будет восприниматься бизнесом как очередной вмененный налог.

Более подробно ознакомиться с мнением экспертов можно на сайте "Прайм Страхование" http://ins.1prime.ru/.