Сектор Газа хочет сохранить туннели контрабандистов, несмотря на легальный импорт
16 сентября 2012 года

Исламистские власти сектора Газа просят Египет сохранить контрабандистские туннели под совместной границей, чтобы не попасть в полную зависимость от Израиля в снабжении анклава. Однако сами владельцы подземных ходов связывают упадок бизнеса не с действиями египетских пограничников, а со смягчением израильской блокады.

Несколько сотен палестинцев провели митинг на границе с Египтом, призывая его отказаться от разрушения туннелей, которое началось в августе, после того как боевики атаковали египетскую заставу, убив полтора десятка военнослужащих. Египетские власти, ответившие на налет зачисткой Синая от банд экстремистов, подозревали, что среди нападавших могли быть выходцы из сектора Газа.

"Жители Газы страдают от блокады. Не оставляйте их в полной зависимости от израильского давления и его высокомерия", - сказал на митинге представитель правящего в секторе Газа движения ХАМАС Мансур Брейк.

Туннели, обеспечивающие, по сути, бесконтрольное перемещение товаров и людей, были прорыты в ответ на израильско-египетскую блокаду и несколько лет, до ослабления санкций, служили главным каналом снабжения полутора миллионов жителей анклава. Считается, что подземными ходами пользуются и группировки боевиков для пополнения арсеналов и переброски личного состава.

"Прежде, чем закрывать туннели, мы ждем от Египта... политического решения об отмене блокады и открытии коммерческих погранпереходов", - сказал представитель ХАМАС землякам, собравшимся в южном городе Рафахе - центре туннельного бизнеса.

Руководство Газы добивается открытия египетского перехода "Рафах" не только для прохода людей, как сейчас, но и для перемещения грузов. Однако надежды, которые связывали палестинские исламисты с приходом идеологически родственных сил к власти в Египте, пока не оправдываются.

КОНЕЦ ТУННЕЛЬНОЙ ЭКОНОМИКИ?

Под границей сектора Газа с Египтом проходит примерно тысяча контрабандистских туннелей, из которых сейчас функционирует меньше половины, рассказали специалисты в области "туннельной экономики".

Виной тому, по единогласному мнению собеседников агентства, стали не действия египтян, а изобилие товаров, которые поступают в анклав легальным путем - через израильский КПП "Керем-Шалом".

По оценкам египетских СМИ, уничтожено всего порядка 30 подземных ходов. Владелец одного из туннелей Абу Халид рассказывает, что после нападения на египетских военных ХАМАС на 10 дней остановил работу контрабандистов, после чего запрет был снят.

Вместе с тем, по его данным, из тысячи туннелей действуют только 400 - в основном, для доставки горючего, которое в Египте дешевле, чем в Израиле, и стройматериалов, легальный ввоз которых израильтяне ограничивают.

"Постройка туннеля обошлась мне почти в 100 тысяч долларов. Раньше он приносил неплохие деньги, но сейчас из-за изобилия товаров, ввозимых через КПП с Израилем, доходы резко упали", - сетует собеседник агентства.

Израильтяне в 2010 году отказались от "гражданской блокады" сектора Газа, сняв ограничения на ввоз любых товаров, кроме оружия и продукции двойного назначения.

Согласно сводкам израильской армии, ежедневно в анклав через пограничный переход "Керем-Шалом" поступают 7-8 тысяч тонн разнообразных грузов. В списках за 9 сентября значились, помимо прочего, 63 тонны конфет, за 10 сентября - 720 тонн цемента, за 11 сентября - 468 голов крупного рогатого скота.

Тем не менее властям сектора Газа туннели видятся "страховкой" на случай обострения конфликта с Израилем и возобновления блокады с перекрытием легальных грузопотоков.

"Газа не может существовать в режиме блокады без туннелей под границей с Египтом, потому что они являются единственным выходом для продолжения жизни на территории сектора", - сказал известный палестинский экономический аналитик Омар Шаабан.