Счетная палата РФ выявила пробелы в законодательстве в области защиты прав потребителей
12 сентября 2012 года

Счетная палата РФ выявила пробелы в действующем законодательстве в области защиты прав потребителей, говорится в сообщении контрольного ведомства.

Коллегия Счетной палаты рассмотрела результаты аудита эффективности использования средств федерального бюджета при реализации Роспотребнадзором государственных функций и полномочий по осуществлению контроля в области защиты прав потребителей, а также продажи отдельных видов товаров, выполнения работ и оказания услуг.

В материалах, представленных на коллегию, отмечается, что эффективность осуществления Роспотребнадзором рассматриваемых государственных полномочий непосредственно зависит от слаженной работы всех участников системы защиты прав потребителей, в которую также входят региональные органы исполнительной власти, органы местного самоуправления и общественные организации потребителей.

"Результаты проведенного аудита свидетельствуют о том, что, несмотря на предпринимаемые Роспотребнадзором значительные усилия в части обеспечения скоординированной деятельности всех участников системы, в этой сфере имеется целый ряд существенных проблем, требующих скорейшего решения", - говорится в сообщении.

Речь, прежде всего, идет об отсутствии на федеральном уровне комплексной программы (концепции) защиты прав потребителей.

"Региональные органы исполнительной власти свободны в принятии решений о своем участии в защите прав потребителей, а органы местного самоуправления лишь "вправе" помогать потребителям защищать свои права. Что касается общественных организаций потребителей, деятельность которых достаточным образом не урегулирована, то они могут защищать права потребителей на платной основе (и даже защищать интересы предпринимателей в их спорах с потребителями)", - говорится в сообщении.

В результате, в проверяемом периоде Роспотребнадзором был зафиксирован существенный рост обращений и жалоб граждан, а также нарушений в области защиты прав потребителей. Так, число обращений граждан в 2011 году увеличилось по сравнению с 2009 годом в абсолютном выражении более чем на 72 тысячи, или почти на 40%, а количество выявленных нарушений - более чем на 17%, при том, что число проведенных территориальными органами Роспотребнадзора проверок осталось практически неизменным.

На коллегии также отмечалось, что имеющиеся нормативные правовые акты (как законодательного, так и подзаконного уровня) не в полной мере обеспечивают правовое регулирование в области защиты прав потребителей, "поскольку нет однозначного понимания того, какие отношения регулируются законодательством в данной сфере, а какие - нет", например, в части добровольного пенсионного страхования.

Кроме того, не определены перечень необходимых правил, регулирующих вопросы продажи отдельных видов товаров, выполнения работ, оказания услуг, а также график их принятия и органы, ответственные за их разработку, отмечает ведомство.

"Результатом этого является отсутствие правил оказания услуг в таких важнейших секторах потребительского рынка, как финансовые услуги, риэлтерская деятельность, услуги по организации отдыха в детских оздоровительных лагерях на возмездной основе и другое", - говорится в сообщении.

Коллегия приняла решение направить информационные письма в правительство РФ и Роспотребнадзор. Отчет о результатах контрольного мероприятия направляется в палаты Федерального Собрания.