Парламент Украины одобрил закон о стимулировании судостроительной отрасли
6 сентября 2012 года

Парламент Украины на заседании в четверг одобрил закон о стимулировании развития судостроения, предусматривающий предоставление предприятиям отрасли ряда налоговых льгот и прямой государственной поддержки, сообщает пресс-служба Верховной Рады.

Согласно документу, десятилетний эксперимент стартует в стране начиная с 2013 года. Украина уже дважды, в 1997 и 1999 годах, принимала аналогичные по направленности декларативные законы, однако на практике они не исполнялись.

Крупнейшим владельцем судостроительных активов на Украине является компания "Смарт-холдинг" украинского бизнесмена российского происхождения Вадима Новинского, которой принадлежат Херсонский судостроительный завод и Черноморский судостроительный завод (Николаев). Группа с конца прошлого года осуществляет также оперативное управление Николаевским судостроительным заводом "Океан".

Украина в рамках государственной целевой программы планирует к 2021 году построить четыре военных корвета стоимостью 11 миллиардов гривен (1,375 миллиарда долларов). Программа реализуется на мощностях Черноморского судостроительного завода, в 2009 году выигравшего соответствующий тендер Минобороны. Первый корвет был заложен на ЧСЗ в начале 2011 года, однако работы по строительству замедлились в связи с неритмичностью бюджетного финансирования. В госбюджете Украины на 2012 год для реализации программы были заложены 433,6 миллиона гривен.

Одобренный в четверг Радой закон предусматривает возможность предоставления по решению правительства судозаводам государственных гарантий под привлекаемые кредиты, а также возможность частичной компенсации ставок по кредитам до уровня учетной ставки Национального банка Украины, действующей на момент уплаты процентов.

Вводится режим беспошлинного ввоза на Украину материалов, оборудования и комплектующих, использующихся при судостроении и судоремонте, при условии, что они не изготовляются на территории государства.

Кроме того, государство берет на себя обязательства наращивания государственного заказа по судостроению, в частности увеличения оборонного заказа. При этом отрасль на период эксперимента освобождается от соблюдения тендерных процедур, предусмотренных законом "Об осуществлении государственных закупок", за исключением закупок, связанных с выполнением гособоронзаказа.

Среди прочего законом предусмотрено списание задолженности судостроительных предприятий по платежам в бюджеты разных уровней и социальные фонды, которая сформировалась по состоянию на 1 июля 2012 года.

Документом также вводится запрет на обращение взысканий на суммы авансов, предварительных оплат, полученных судостроительными предприятиями по контрактам судостроения и судоремонта. Данный запрет распространяется и на кредитные средства, привлекаемые предприятиями под выполнение контрактов.

Действие вышеперечисленных льгот помимо непосредственно судостроительных предприятий будет распространяться на опытно-конструкторские предприятия отрасли.