Надежды на восстановление инвестактивности в РФ не сбываются, стагнация нарастает -НИУ ВШЭ
25 сентября 2012 года
Стагнация в российской экономике становится все более отчетливой и надежды правительства на восстановление инвестиционной активности, необходимой для достижения плановых 3,5% роста ВВП в текущем году, не оправдываются, говорится в очередном бюллетене Центра развития НИУ ВШЭ "Новый КГБ (комментарии о государстве и бизнесе)". В этих условиях значительную часть расходов, связанных с выполнением майских указов президента, в 2013-2015 годах придется профинансировать регионам.
СТАГНАЦИЯ НА МАРШЕ
По мнению экспертов Центра развития НИУ ВШЭ, традиционные драйверы экономического роста в России практически перестали работать на фоне набирающей силу стагнации в мировой экономике. По итогам августа стагнация стала более отчетливой, охватив все больше ключевых экономических параметров (промпроизводство, очищенное от сезонности, снизилось на 0,7% после роста в июле на 0,8%). Эффект от количественного смягчения и других мер, предпринимаемых денежными властями по всему миру позитивно отразится на российском финансовом секторе, но в силу отсутствия связок между финансовым и реальным сектором вряд ли сможет заметно оживить производство.
По словам экспертов экономическая ситуация в США, Китае и еврозоне ухудшается. "Если в краткосрочном плане мега-вливания денег - так или иначе - дают мировой экономике возможность передышки, оттаскивают ее от края пропасти, то в долгосрочном плане кратный рост денежной ликвидности порождает совершенно новые типы рисков, которые сейчас трудно не только квантифицировать, но даже идентифицировать", - отмечается в докладе. Эксперты считают, что "японский сценарий" длительной стагнации американской, европейской и всей мировой экономики становится все более вероятным.
В этих условиях, как показывают данные Росстата по основным макроэкономическим показателям за август 2012 года, все сектора экономики либо стагнируют, либо наращивают выпуск минимальными темпами.
"Промышленное производство вот уже три месяца подряд "растёт" темпом 0,0-0,2%, причем весь "прирост" за этот период был обеспечен внешним спросом на сырье, в то время как остальная часть промышленности нарастить выпуск так и не смогла", - отмечает эксперт Центра развития Николай Кондрашов.
По его словам, пока невозможно ответить на вопрос, является ли остановка роста российской экономики летом 2012 года временным явлением, либо это начало застоя.
"Ясно одно, экономика без какого-либо мощного драйвера из нынешнего состояния не выберется, а вот спасительных ниточек оказывается не так уж и много. На мощный и продолжительный рост бюджетных расходов рассчитывать не приходится: после расходов на выплату пенсий, на оборонку и на повышение зарплат чиновникам денег на стимулирование роста (при отказе от бюджетного дефицита) уже не остается", - говорит Кондрашов.
Эксперты считают маловероятным значительный рост цен на нефть, а также возможность роста внешнего спроса на отечественную продукцию.
"Пожалуй, мощным драйвером послужило бы не требующее значительных денежных затрат улучшение инвестиционного климата, который в нашей стране продолжает ухудшаться. Но реально браться за эту проблему, продвигаясь дальше, чем дорожные карты АСИ, власти пока не хотят", - отмечает эксперт.
ВЫПОЛНЯТЬ ОБЕЩАНИЯ ПРЕЗИДЕНТА БУДУТ РЕГИОНЫ
В этих условиях правительство оставило неизменной установку на достижение сбалансированности федерального бюджета к 2015 году. Однако Минфин включил в федеральный бюджет менее половины дополнительных расходов, связанных с выполнением майских указов президента Владимира Путина. Они составят 0,4% ВВП в 2013 году, 0,5% ВВП в 2014 году и 0,6% ВВП в 2015 году.
Федеральный бюджет профинансирует повышение оплаты труда для перехода на эффективный контракт, в том числе для преподавателей вузов, пособия при рождении третьего и последующих детей, формирование государственных научных фондов, повышение стипендий хорошо успевающим и нуждающимся студентам. В нем также предусмотрены дополнительные средства на ликвидацию аварийного жилья, поддержку ведущих университетов, ежегодное увеличение числа контрактников в армии и по 100 миллиардов рублей в год на поддержку регионов в рамках межбюджетных отношений.
Что касается других дополнительных обязательств, в основном по увеличению зарплат школьным учителям и работникам культуры, то перспективы их исполнения напрямую зависят от состояния региональных бюджетов, считают эксперты Центра развития НИУ ВШЭ . Размер этих обязательств составляет 0,5% ВВП в 2013 году, 0,6% ВВП в 2014 году и 0,8% ВВП в 2015 году. А так как две трети поступлений в региональные бюджеты обеспечивают налог на прибыль и подоходный налог, их наполняемость будет напрямую зависеть от инвестклимата и того, удастся ли преодолеть стагнацию в российской экономике.