Менеджмент и общественный совет "Ленфильма" представили проекты его развития
11 сентября 2012 года

Общественное обсуждение концепций развития старейшей российской киностудии "Ленфильм" прошло в во вторник.

В пятницу - практически накануне этого обсуждения - от процедуры была отозвана концепция предложенная группой компаний АФК "Система", согласно которой студия могла превратиться в акционерное общество, влиться в крупнейший холдинг и стать партнером RWS (Russian World Studios, "Всемирные Русские Студии" - частная кинокомпания, которая продюсирует и распространяет кино- и телевизионный контент, входит в ОАО "Система Масс-медиа", управляющее медийными активами АФК "Система"). Концепция была отозвана представителями самой "АФК-Системы", так как, по их мнению, она вызывала негативное отношение к компании со стороны некоторых кинодеятелей и наносила вред ее репутации.

Оставшиеся для общественного обсуждения две концепции - совета директоров и общественного совета - не особо отличались друг от друга. Особенно, если учесть, что после августовской встречи режиссера Александра Сокурова с министром культуры РФ Владимиром Мединским, концепция общественного совета существенно изменилась: вместо государственных субсидий в случае выбора этой концепции на сохранение и развитие студии было предложено использовать использованы заемные средства.

ЦЕНТР НАЦИОНАЛЬНОГО КИНО

Обе вынесенные на обсуждение концепции имеют одинаковые составляющие. Они предполагают, что студия будет работать не только как производственная площадка, но и как продюсерский центр, который будет приносить основной доход. Другие средства студия будет получать от использования фильмофонда, права на который ей теоретически должны вернуть. Не обойдется и без культурной составляющей: совет директоров собирается сделать на части киностудии музей, а концепция общественного совета предполагает, что на студии будет работать кинообразовательная площадка.

Об этой - культурной - составляющей в самом начале обсуждения довольно подробно рассказал режиссер Александр Сокуров, по мнению которого, "Ленфильм" должен стать мощным производственно-образовательным центром, имеющим общенациональное значение.

"Это должна быть студия, разделенная на разные департаменты, которые работают под непосредственным управлением директора студии, художественного руководителя, художественного совета и совета директоров - неформальной структурой, которая в состоянии помочь студии", - сказал Сокуров.

Главным департаментом киностудии, по мнению режиссера, должен стать департамент национального кино. Сокуров считает, что специализацией "Ленфильма" также может стать дебютное кино молодых режиссеров. Кроме того, режиссер пояснил, что в структуру киностудии должны входить департаменты производственной практики и образования, анимационного кино, интернет-практики, международной торговли и права, международного обмена. Также под крылом "Ленфильма" могут объединиться петербургские студии документального и научного кино.

КРИЗИС "ЛЕНФИЛЬМА"

Но, естественно, большинство участников общественного обсуждения, в числе которых были представители "Открытого правительства" и Общественного совета Минкультуры, волновало не только и не столько внутреннее развитие студии, а экономические показатели "Ленфильма", что, впрочем, с учетом озвученного в ходе обсуждения итога аудиторской проверки, было вполне обоснованно.

Результаты аудиторской проверки киностудии "Ленфильм" подтвердили, что студия работает в убыток, который, как рассказал, советник министра культуры Андрей Аристархов лишь частично покрывается арендой.

По его словам, при осуществлении профильной деятельности за 2011 год убытки составили 32 миллиона рублей, за первую половину 2012 года - 11 миллионов рублей. Выручка от профильной деятельности составляет 43 миллиона рублей за период с начала 2011 до середины 2012 года, что почти в два раза меньше, чем от непрофильной деятельности - аренды, которая принесла студии 81,5 миллиона рублей. Общий фонд оплаты труда за тот же период составил 52 миллиона рублей.

Аристархов также отметил, что общая сумма кредиторской задолженности компании на первую половину 2012 года составляет 76 миллионов рублей, а общая сумма дебиторской задолженности - 26 миллионов рублей.

Помимо этого, сейчас киностудия участвует в некоторых судебных разбирательствах, в ходе которых за 2011 год с "Ленфильма" было снято почти 5 миллионов рублей, а за 2012 год было принято решение о взыскании почти 30 миллионов рублей.

В качестве основных причин подобного состояния Аристархов назвал низкий спрос на профильную деятельность киностудии, устаревшее оборудование, высокие затраты на ремонт и фонд оплаты труда. Последний, по его словам, вырос на 25 процентов и составил 10,5 миллионов рублей в месяц при том, что численность работников киностудии в этом году сократилась.

В рабочем состоянии сейчас находится только шесть павильонов. Здание, расположенное на Каменноостровском проспекте, находится в плохом состоянии, специализированного транспорта практически нет.

Налицо кризис, обвинить в котором сейчас, пожалуй, и некого. В тяжелое состояние киностудия погружалась долгие годы. Сначала был продан цех строительства декораций, постепенно студия теряла и другие площади. К этому прибавилось и то, что "Ленфильм", как и другие киностудии (кроме "Мосфильма") потерял права на свой фильмофонд, а следовательно, и возможности получать отчисления от показа фильмов, снятых на студии в советский период, у него не было.

ПОЛТОРА МИЛЛИАРДА ПРОТИВ ДВУХ

Развитие "Ленфильма" по концепции общественного совета потребует 2 миллиарда рублей, в то время как проект совета директоров предполагает вложения общей суммой в 1,5 миллиарда.

"Это будет коммерческий кредит на 10 лет, который может предоставить, например, банк ВТБ или Сбербанк под 8% годовых. Мы надеемся, что государство посодействует с банком и субсидирует под 2%. Таким образом, государство потеряет 523 миллиона рублей, исходя из базовой ставки в 8%", - рассказал о концепции общественного совета его представитель продюсер Андрей Сигле.

Этот проект предполагает, что в год на Ленфильме будет производиться 9 картин при среднем бюджете в 60 миллионов рублей за картину и 4 сериала. Помимо этого, доход киностудии будет приносить работающий сейчас продюсерский центр, возглавляемый Сигле.

"В первые годы это будет 80-100 миллионов рублей. Затем мы увеличим выручку примерно в четыре раза", - считает он.

Также авторы концепции общественного совета рассчитывают, что студии будут возвращены права на фильмофонд, отчужденные несколько лет тому назад. По оценке Сигле, выручка от фильмофонда составит 90-100 миллионов рублей в год.

Со своей стороны, председатель совета директоров ОАО "Киностудия "Ленфильм" Эдуард Пичугин, пояснил, что проект совета директоров состоит из двух частей: бизнес-модели комплекса "Ленфильм-студио" и работы продюсерского центра. Эта концепция также предусматривает интеграцию киностудии в культурную среду города.

"При позитивном развитии сценария, когда начнут поступать средства "Золотой коллекции" (фильмофонда), необходимо будет на первоначальном этапе инвестировать всего 300 миллионов", - сказал Пичугин.

Необходимые средства Пичугин рассчитывает привлечь из государственных банков по льготной кредитной ставке от 7 до 9% годовых, а если не получится договориться о льготной ставке, то все равно процент не будет больше 12.

Сам он, однако, озвучивать концепцию не стал, и передал слово Сергею Снежкину, члену совета директоров, который рассказал, что целью проекта является возвращение студии мощной производственной базы, что позволит создавать до 15 полнометражных и 4 многосерийных фильмов ежегодно. При оптимистичном сценарии реализация этого плана составит 6 лет. При пессимистичном - 8 лет.

Мнения по поводу объективности цифр и сроков разделились.

Так, ректор ВГИКа Владимир Малышев, сказал, что на восстановление "Ленфильма" потребуется в десять раз больше, чем 2 миллиарда рублей, а присутствовавший Федор Бондарчук, напротив, счел эту сумму более чем адекватной.

РАСКОЛ ОБЩЕСТВЕННОГО СОВЕТА

Некоторое недоумение у присутствовавших на обсуждении вызвал тот факт, что председатель общественного совета киностудии Светлана Кармалита по видеосвязи из Санкт-Петербурга зачитала решение общественного совета о поддержке концепции, предложенной советом директоров.

"За две недели почти все члены совета успели внимательно изучить обе концепции, и мы удивились тому, как в различных СМИ интерпретировалась концепция совета директоров. 6 сентября состоялось обсуждение двух документов. В ходе этого обсуждения было принято решение поддержать концепцию совета директоров. На наш взгляд, она более аргументирована, более проработана с технической точки зрения, лучше интегрирована в культурную среду Петербурга. В ней меньше громких слов и лозунгов, но больше дела", - подчеркнула Кармалита.

Для Александра Сокурова это заявление стало полной неожиданностью.

"Теперь они могут спокойно обойтись без меня. Я, конечно, отойду в сторону, если они смогут что-то сделать со студией - пожалуйста", - сказал журналистам режиссер.

Андрей Сигле добавил, что ни его, ни Сокурова не позвали, когда было принято решение о поддержке другой концепции. Он напомнил, что было общественное собрание, на котором более 280 человек поддержали концепцию общественного совета.

Уже после обсуждения Светлана Кармалита пояснила , что в общественном совете произошел раскол между большинством членов и четырьмя его представителями - Андреем Сигле, Александром Сокуровым, Дмитрием Светозаровым и Константином Лопушанским, которые в середине июля покинули совещание с участием заместителя министра культуры РФ Ивана Демидова, где обсуждалось развитие петербургской киностудии. Она также еще раз отметила, что большинство членов общественного совета считают целесообразной концепцию совета директоров киностудии.

ПОДДЕРЖКА КИНЕМАТОГРАФИСТОВ

Солидарны с этим мнением оказались и участники общественного обсуждения. Режиссеры Федор Бондарчук, Алексей Герман-младший, продюсеры Сергей Сельянов и Ренат Давлетьяров поддержали концепцию совета директоров. С таким же мнением выступила и представитель Росимущества Оксана Тарасенко.

Единственным, кто высказался за концепцию Андрея Сигле, оказался глава киностудии "Мосфильм" Карен Шахназаров, который не присутствовал на обсуждении, но прислал письменное обращение.

"Полагаю, что в Санкт-Петербурге много достойных специалистов, знающих кинопроизводство и обладающих необходимыми управленческими качествами. Со своей стороны могу порекомендовать Андрея Сигле как человека, прекрасно разбирающегося в современном производстве и кинотехнологиях, отличного организатора, который, безусловно, сможет собрать команду профессионалов, необходимых для развития "Ленфильма", - говорится в сообщении Шахназарова.

Это редкое для кинематографической среды единодушие было обосновано ходом дискуссии. Действительно, представление концепции совета директоров выглядело более основательно.

"Восстановлением студии, помимо художников, должны заниматься экономисты. Мы живем в такое время, когда имеет значение, в том числе, и эффективность. Также имеет значение элементарная вещь: то, как концепция была представлена. Сегодня, к сожалению, получилось так, что, с точки зрения четкости, внятности, и как ни странно, с точки зрения того, как проходила презентация, концепция совета директоров выглядела убедительнее. Там есть расчеты, есть договоренности с частью подрядчиков. Была правильно подготовлена презентация, были даны адекватные ответы", - высказал свое мнение режиссер Алексей Герман-младший.

Другое дело, что противопоставление этих двух концепций по большому счету было и не нужно. Вполне можно было бы всем вместе посовещаться и объединить лучшие предложения в единый документ, не сталкивать лбом художников в лице Александра Сокурова и экономистов в лице Эдуарда Пичугина. Не выносить на суд общественности "ленфильмовский раскол", а спокойно просчитать все "за" и "против" и наконец-то прийти к единому мнению о будущем старейшей киностудии страны.

Дальше Минкультуры как организатор обсуждения обратится в министерство финансов и Росимущество с просьбой официально изложить свои позиции. Мнения независимых экспертов, членов Общественного совета при Минкультуры и экспертов "Открытого правительства", как пояснили в ведомстве, будут зафиксированы протоколом, а само министерство приложит все усилия, чтобы решение было принято как можно скорее и "Ленфильм" вновь "стал бы мировым брендом". Так что теперь всем остается только ждать этого решения.