Кудрин выступил за широкое обсуждение пенсионной реформы и предложил кабмину помощь
6 сентября 2012 года

Экс-министр финансов Алексей Кудрин предлагает организовать широкое обсуждение пенсионной реформы, в котором он с коллегами готов принять активное участие.

Со своей стороны глава Комитета гражданских инициатив предложил сохранить ряд завоеваний предыдущей реформы (накопительный компонент, добровольное страхование, НПФ, действующую формулу расчета пенсии) и сделать несколько непростых, но нужных, по его словам, нововведений (повысить пенсионный возраст, активнее использовать нефтегазовую ренту и доходы от госсобственности).

Минтруд подготовил проект стратегии развития пенсионной системы России до 2030 года, в котором предлагает осуществить так называемый "страховой маневр": сократить 6% тарифа накопительной составляющей и перераспределить на солидарную, в размере 2% или 4%. С 2015 года, как предполагается, россиянам предоставят право выбирать: либо формировать накопления по существующей схеме, когда 6% страхового тарифа направляется на накопительную часть пенсии, либо весь тариф 22% направить на страховую часть. При этом граждане, решившие накапливать пенсию, должны будут вносить самостоятельно в накопительную составляющую 2% от зарплаты.

Минфин со своей стороны предлагает стимулировать более поздний выход граждан на пенсию, но не менять накопительную часть пенсии. Силуанов напомнил, что до 1 октября министерства и ведомства должны будут представить свои предложения президенту. По его словам, сейчас вопрос пенсионной реформы активно обсуждается. Помощник президента России, экс-глава Минэкономразвития Эльвира Набиуллина в начале августа также заявила, что торопиться с принятием таких основополагающих решений как пенсионная реформа не следует, сообщал глава Центра стратегических разработок Михаил Дмитриев.

"Учитывая масштабность предлагаемых изменений, считаю, что правительству нежелательно принимать окончательное решение в конце сентября, а лишь внести предложения, которые могут быть положены в основу последующего широкого обсуждения с целью достижения общественного согласия по ключевым вопросам реформы... поэтому не стоит применять реформу с 2013 года", - написал Кудрин в статье, опубликованной в четверг в газете "Ведомости".

По его мнению, все решения должны приниматься с учетом мнения массовых социальных групп, чьи интересы эти решения затрагивают, в том числе среднего класса и молодого поколения - поэтому необходимо дать достаточное время для всестороннего публичного обсуждения. Экс-министр сказал, что в этом он солидарен с экспертным сообществом, и предложил правительству свое содействие в подготовке и обсуждении конструктивных решений.

ЧТО ОСТАВИТЬ

Сама концепция предложенной реформы, полагает Кудрин, приведут к регрессу в развитии пенсионной системы.

"Несмотря на свои недостатки и проблемы, действующая пенсионная система включает принципы современных пенсионных систем Европы, соответствует рекомендациям ОЭСР и других международных организаций. Однако предложения Минтруда многие эти принципы ликвидируют или нивелируют. В результате пенсионная система будет отброшена на примитивный уровень собеса начала 1990-х гг. Как раз эти системы на наших глазах терпят сейчас фиаско в странах PIIGS. Неудача новой пенсионной реформы сделает невозможным выдвижение новых масштабных инициатив в социальной сфере", - написал он.

Разработчики предыдущих реформ пришли к выводу, что обязательная накопительная часть в России необходима, полагает Кудрин. И даже когда взносы в Пенсионный фонд были сокращены (в 2005 единый социальный налог перешел с жесткой ставки в 35,6% к ставке в 26% с регрессивной шкалой), был сохранен накопительный элемент, напомнил экс-министр.

"Сейчас без веских причин эти усилия сводятся на нет. Можно только сожалеть, что обязательные накопления граждан в размере около 2 триллионов рублей, в том числе 560 миллиардов рублей в НПФ, теряют перспективу и смысл. Это подрывает рынок НПФ до основания", - считает он.

Обязательную накопительную составляющую нельзя приносить в жертву "ради краткосрочной цели небольшого уменьшения текущего дефицита Пенсионного фонда", уверен Кудрин.

Он также считает, что нельзя останавливать действие существующих добровольных пенсионных схем, потому что создать с нуля новые, более эффективные механизмы накоплений невозможно.

Кроме того, по мнению Кудрина, следовало бы еще раз вернуться к вопросу о целесообразности радикального пересмотра пенсионной формулы. Предложенная в проекте Минтруда новая формула расчета пенсии - в условиях сохранения пенсионного возраста на нынешнем уровне - ослабляет связь между пенсией и зарплатой. Это, как полагает экс-министр, приведет обратно к низким распределительными пенсиям, действовавшим до реформы 2001 года.

ЧТО ПОМЕНЯТЬ

Авторы проекта реформы вывели за скобки возможность увеличения пенсионного возраста, написал Кудрин, в то время как в других государствах этот механизм настройки пенсионной системы используется в первую очередь. В этих условиях индексация пенсий не будет соответствовать темпам роста зарплат, так что отношение средней зарплаты к пенсии с 37% снизится до 25% к 2030 году, считает он.

"Для развития высокотехнологичных отраслей предприниматели должны заглядывать на 15-20 лет вперед. А это как раз тот горизонт, где у нас будут самые большие проблемы в демографии. И повышение платежей в пенсионную систему как раз ляжет бременем на предприятия с высококвалифицированной и дорогой рабочей силой в виде начислений на фонд оплаты труда", - написал экс-министр, напомнив о своем предложении повысить пенсионный возраст с длительным переходным периодом.

Смягчить негативные демографические тенденции Кудрин предлагает за счет более активного привлечения средств формируемого из нефтегазовых доходов Фонда национального благосостояния. По его словам, масштаб вызовов, "которые ставят перед экономикой демографические тенденции", как раз сопоставим с нефтегазовыми ресурсами государства или государственной собственностью.

"Поэтому в источники смягчения пенсионных проблем нужно включить Фонд национального благосостояния, который по действующему законодательству и создавался для этих целей. Возможно его увеличение как за счет дальнейшего накопления нефтегазовых доходов, так и за счет госсобственности и ее конвертации в более доходные и диверсифицированные активы", - предложил Кудрин.

"Речь не идет о быстром расходовании этих средств уже в ближайшие годы. Я прежде всего говорю о перекрытии более серьезной финансовой пропасти через 10-15 лет", - оговорился он.