Ж/д отрасль России встречает свой праздник с важными решениями и оптимистичными ожиданиями
5 августа 2012 года
Российские железнодорожники отметят свой профессиональный праздник в воскресенье, 5 августа, в 2012 году, в котором исполняется 175 лет российским железным дорогам. Оценить всю историю железнодорожной отрасли за весь этот период достаточно сложно, поэтому агентство "Прайм" попросило участников рынка и экспертов определить самые важные решения, принятые за последний год, значимые события в истории современных железных дорог и ключевые ожидаемые события.
РЖД отмечают поддержку со стороны руководства страны в запуске механизма выпуска инфраструктурных облигаций для финансирования проектов развития железнодорожной сети и ситуации по тарифам с включением инфраструктурной составляющей, эксперты - важность для современной отрасли начала реформы отрасли и приватизации "дочек" РЖД, операторы рассказали об ожиданиях, связанных с либерализацией рынка локомотивной тяги.
РЖД: ИНФРАСТРУКТУРНЫЕ ОБЛИГАЦИИ И ИНВЕСТСОСТАВЛЯЮЩАЯ
Представитель РЖД сообщил агентству "Прайм", что с предыдущего Дня железнодорожника произошло много значимых событий и был принят ряд важных для компании решений. Он напомнил, что в 2012 году руководством страны были поддержаны предложения РЖД по применению механизма выпуска инфраструктурных облигаций для финансирования проектов развития железнодорожной сети.
Весной на Рижском вокзале прошло совещание под руководством тогда еще председателя правительства Владимира Путина по вопросам развития железнодорожной инфраструктуры и высокоскоростного движения, где было обозначено ряд приоритетных инфраструктурных проектов десятилетия.
Собеседник агентства продолжил, что в июле в Магнитогорске уже президент РФ Путин провел совещание о перспективах черной металлургии, где также обсуждались вопросы развития экономики страны в условиях вступления в ВТО. По его словам, участники совещания конструктивно восприняли предложение РЖД о необходимости повышения тарифов на грузовые перевозки в 2013 году на 7% и включением дополнительной инвестиционной составляющей в пределах 3-4%. Полученные средства, напомнил он, будут направляться на развитие железнодорожной инфраструктуры для увеличения провозной способности.
Летом на состоявшейся встрече глав правительств стран ТС поддержано решение о создании объединенной транспортно-логистической компании РФ, Казахстана и Белоруссии на базе "дочки" РЖД - ОАО "РЖД Логистика", продолжил представитель компании. Представитель РЖД также напомнил о международных проектах компании. В частности, завершен первый этап реконструкции железнодорожного участка Хасан - Раджин, запущен поезд Москва-Берлин-Париж.
Собеседник агентства отметил, что, несмотря на возможные кризисные явления, компания при планировании приняла за основу достаточно оптимистичный среднесрочный прогноз Минэкономразвития на 2012-2014 годы и рассчитывает на работу в условиях роста ВВП на 3,7% при инфляции в пределах 5-6% и ограничении ценового давления на издержки компании. По его словам, плановый рост погрузки на 2012 год определен на уровне 2,8% к уровню 2011 года.
АНАЛИТИКИ: САМОЕ ВАЖНОЕ - НАЧАЛО РЕФОРМЫ
По мнению аналитика отдела анализа рынка акций ТКБ Капитал Татьяны Задорожной, в истории современной отрасли самым важным событием стало само начало реформы российских железных дорог как таковой, в ходе которой было создано ОАО "РЖД" и появился конкурентный рынок независимых ж/д операторов.
"Если говорить про события в рамках самой реформы, то, на наш взгляд, наиболее важным стал третий этап реформирования, в ходе которого большая часть инвентарного парка была передана в частную собственность, и появились условия для создания частных ж/д операторов, которые получили права доступа к инфраструктуре и услугам локомотивной тяги, предоставляемым РЖД", - сказала агентству "Прайм" Задорожная.
Кроме того, аналитик отметила значимость приватизации дочерних компаний РЖД, таких, как Первая грузовая компания (ПГК) и "ТрансКонтейнер" .
Первой крупной приватизацией в истории "дочек" РЖД стало IPO "ТрансКонтейнера" осенью 2010 года. Монополия продала инвесторам 35% акций оператора из своего пакета 85% и привлекла 388 миллионов долларов. Однако споры вокруг приватизации оставшихся у РЖД 50% акций "ТрансКонтейнера" не утихают до сих пор. Минтранс, Минэкономразвития и потенциальные инвесторы выступают за продажу всех 50% акций оператора. При этом глава РЖД Владимир Якунин говорил о целесообразности продажи только 25% акций "ТрансКонтейнера" и после 2013 года. Позднее же РЖД предложили внести свои 50% акций "ТрансКонтейнера" в объединенную логистическую компанию стран Таможенного союза.
Приватизация ПГК проходила по-другому сценарию. Пакет в 75% был выставлен на открытый аукцион. Его выиграла Независимая транспортная компания холдинга UCL миллиардера Владимира Лисина с первого шага, предложив за актив 125,5 миллиарда рублей. Сейчас Лисин хочет выкупить у РЖД оставшиеся 25% акций Первой грузовой. Якунин говорил, что компания поддерживает эту сделку, для совершения которой еще потребуется директива правительства.
Говоря о перспективах развития отрасли, Задорожная отметила либерализацию рынка локомотивной тяги и унификацию тарифа на порожний пробег.
Согласно одобренной правительством Целевой модели рынка грузовых железнодорожных перевозок до 2015 года, отрасль должна перейти от практики отдельных собственных поездных формирований к полноценным локальным железнодорожным перевозчикам. Идея предусматривает, что частные компании смогут стать не просто владельцами и операторами вагонов, а аналогичными РЖД перевозчиками с собственными поездами. Что касается унификации, то правление ФСТ в начале мая утвердило унификацию тарифов на порожний пробег вагонов независимо от рода и класса ранее перевозимого груза, изменения вступят в силу с 1 ноября. При этом тарифы на перегон пустого вагона не будут зависеть от того, какой груз перевозился в нем до этого. Глава Совета железнодорожных операторов Сергей Мальцев говорил журналистам в мае, что, например, расходы угледобывающих компаний с унификацией тарифов на порожний пробег вырастут на 7-8%.
"Дальнейшее развитие ж/д отрасли мы связываем с либерализацией рынка локомотивной тяги и предполагаемой унификацией тарифа на порожний пробег. Однако последнее может негативно отразиться на конечных потребителях услуг по транспортировке грузов", - считает аналитик.
ОПЕРАТОРЫ: ЖДЕМ ЛОКОМОТИВОВ
ПГК считает, что основными событиями в течение последних нескольких лет стали реформа РЖД, обновление парка вагонов железнодорожных операторов, а также поддержка машиностроителей в период кризиса - за счет покупки новых вагонов.
Среди важных событий, которые грядут в отрасли в ближайшее время, представитель ПГК, как и аналитик ТКБ Капитал, назвал либерализацию рынка локомотивной тяги.
"Ключевыми событиями, которые окажут существенное влияние на рынок в ближайшем будущем, станут решение о либерализации рынка локомотивной тяги, развитие нормативной базы, а также обновление и развитие железнодорожной инфраструктуры", - сказал агентству "Прайм" представитель ПГК.
Генеральный директор ПГК Олег Букин в июне говорил журналистам, что Первая грузовая компания в ближайшие пять лет готова приобрести сотни локомотивов. Говоря о полигонах, на которых компания хотела бы использовать локомотивы, топ-менеджер отметил, что на первом этапе это будут небольшие расстояния - в пределах одной железной дороги, максимум двух.
Генеральный директор группы Globaltrans, председатель президиума НП "Совет участников рынка операторов железнодорожного подвижного состава" Сергей Мальцев сообщил агентству "Прайм", что ключевым событием "нового" времени является утверждение и реализация программы структурной реформы на ж/д транспорте в 2003 году.
"Реформирование отрасли идет последовательно: в настоящий момент в сфере железнодорожного транспорта просматриваются все признаки либерального рынка и выработаны эффективные механизмы привлечения частных инвестиций в развитие отрасли", - сказал Мальцев.
Он отметил, что особую роль в процессе становления рынка ж/д перевозок сыграло развитие операторского бизнеса. По его словам, операторами было инвестировано в обновление вагонного парка в ценах текущего момента более 850 миллиарда рублей. Свыше 70% грузооборота на сегодняшний день обеспечивается с привлечением независимых от холдинга РЖД грузовых вагонов.
Аналогичные условия создаются для привлечения частных инвестиций в развитие железнодорожной инфраструктуры и приобретение локомотивов. Мальцев считает, что опыт реформирования создал предпосылки для публичной дискуссии и принятия правительством РФ в 2011 году Целевой модели рынка грузового железнодорожного транспорта на период до 2015 года и разработкой плана мероприятий по ее реализации. Участникам рынка стали ясны перспективы развития отрасли, отметил он. Глава НП продолжил, что знаковыми событиями для отрасли стали создание ПГК И ВГК, формирование новой современной структуры РЖД.
"Поменялась конфигурация участников рынка перевозок, изменились компетенция операторов и перевозчика. Полагаю, что первый выход на публичный финансовый рынок группы Globaltrans также относится к ключевым отраслевым событиям: была продемонстрирована возможность привлечения в развитие инфраструктурной компании иностранных инвестиций", - сказал Мальцев.
Гендиректор Globaltrans подчеркнул, что консолидация крупнейших операторов в НП "Совет участников рынка услуг операторов железнодорожного подвижного состава" и направление к саморегулированию - это путь к совместному строительству эффективного и клиентоориентированного железнодорожного транспорта, подтверждающий высокую ответственность участников рынка перед своей страной.
"Операторы предпринимают практические действия в этом направлении. Задачи текущего момента - это создание новой технологии управления вагонными парками с учетом множественности ж/д операторов. По нашему мнению, при реализации новой технологии существенно вырастет качество перевозок грузов железнодорожным транспортом", - констатировал он.
Параллельно участию в разработке новой технологии партнерством разрабатывается проект по созданию системы обеспечения грузоотправителей в вагонных отправках через общественные организации, например, через организацию малого и среднего предпринимательства "Опора России", была подготовлена и представлена в РЖД концепция электронной торговой площадки, интегрированной с ресурсами перевозчика, в июле начала работу торговая система "Фабрикант рейл", консолидирующая заявки грузоотправителей и предложения операторов.
"Вопрос завершения формирования коммерческой инфраструктуры должен рассматриваться, на мой взгляд, в системной взаимосвязи с завершением формирования института саморегулирования операторов. В условиях отсутствия у перевозчика инвентарного парка именно СРО (при условии обязательного членства в нем) сможет быть действенным инструментом для сохранения устойчивого функционирования ж/д транспорта, повышения эффективности перевозок и установления стабильных правил поведения на рынке", - заключил Мальцев.
ИЗ ИСТОРИИ
День железнодорожника - первый профессиональный праздник в России, который был учрежден еще в 1896 году и приурочен ко дню рождения императора Николая I (25 июня), начавшего строительство железных дорог в России. Праздновался День железнодорожника ежегодно 25 июня вплоть до 1917 года. В этот день железнодорожники отдыхали, а вечером, как правило, в зале Павловского вокзала Царскосельской железной дороги устраивался торжественный прием с концертом. После 1917 года праздник был забыт почти на 20 лет.
Традиция чествовать железнодорожников возродилась в России лишь в 1936 году. Связано это было с тем, что в 1935 году впервые за много лет был перевыполнен план перевозок. В конце июля в Москве собрались передовики и руководители производств, 56 из них получили ордена. Тогда ряд дорог обратился к правительству с просьбой отмечать ежегодно трудовые успехи. Постановлением Совета народных комиссаров СССР от 28 июля 1936 года был установлен день профессионального праздника железнодорожников 30 июля. Позднее его празднование перенесли на первый выходной день августа.