Темпы роста авиаперевозок в РФ в 2013 г могут замедлиться до 6-7%
16 августа 2012 года
Рынок пассажирских авиаперевозок РФ в последние годы растет, опережая среднемировые показатели. Основной рост в первом полугодии 2012 года, как и в предыдущие периоды, обеспечили четыре крупнейших российских авиаперевозчика: ОАО "Аэрофлот" , ОАО "Трансаэро" , ОАО "ЮТэйр" и группа S7 (ОАО "Сибирь" и ОАО "Глобус").
При этом аналитики, опрошенные агентством "Прайм", отмечают, что темпы роста в 2013 году могут замедлиться до 6-7%, а некоторые из них прогнозируют замедление уже во втором полугодии 2012 года.
ЛИДЕРЫ РОСТА
По итогам 2011 года российские авиакомпании перевезли 64 миллиона человек, что на 17% больше, чем в 2010 году. В первом полугодии 2012 года перевозки также увеличились на 17%, до 31,943 миллиона человек. На долю четырех крупнейших авиаперевозчиков пришлось более 23 миллионов человек.
Авиакомпании "Аэрофлот", "Трансаэро", S7 и "ЮТэйр" по итогам первого полугодия 2012 года показали рост на 27,2%, 25,8%, 27,7% и 40,9% соответственно.
То есть три авиакомпании показывают приблизительно одинаковые темпы роста.
Перевозки "ЮТэйра" (контролируется НПФ "Сургутнефтегаз" )растут быстрее, чем у остальных авиакомпаний. По итогам первого полугодия авиакомпания перевезла 3,883 миллиона человек.
"Я бы сказала, что мы превышаем рост рынка авиаперевозок в развитых странах, и это нормально, так как у нас огромный потенциал, как у страны с развивающейся экономикой, где коэффициент проникновения авиаперевозок достаточно низок. Ближний Восток, например, также показывает результаты выше среднего по рынку", - говорит аналитик Rye, Man & Gor Securities Елена Садовская.
"Аэрофлот" (государство владеет 51% акций) за первое полугодие перевез 7,938 миллиона человек. Вместе с "дочками" (ОАО "Россия", ОАО "Оренбургские авиалинии", ОАО "Владивосток Авиа", ОАО "Донавиа" и ОАО "Сахалинские авиатрассы") этот показатель составил около 12 миллионов человек.
Авиакомпания "Трансэро" (контролируют авиакомпанию супруги Александр и Ольга Плешаковы) перевезла 4,33 миллиона человек. Авиакомпании группы S7 (контролируются супругами Владиславом и Натальей Филевыми) перевезли 3,548 миллиона человек.
ЗАМЕДЛЕНИЕ РОСТА
По мнению аналитиков, замедление темпов роста авиаперевозок в 2013 году в первую очередь будет связано с замедлением роста экономки. Аналитики отмечают, что авиаперевозки крайне чувствительны к кризисным явлениям.
"На мой взгляд, во втором полугодии темпы роста сохраняться на текущих уровнях, но уже в следующем году я ожидаю замедление до 6-7%", - считает аналитик "Инвесткафе" Андрей Шенк.
Темпы роста авиаперевозок очень сильно зависят от роста экономики в целом. В связи с замедлением темпов экономического роста в следующем году, объем авиаперевозок также будет расти медленнее, рассуждает Шенк.
По словам аналитика ИК "Регион" Аллы Юровой, в следующем году ожидается замедление темпов роста рынка до 6%. Это связано со сложной экономической ситуацией в мире, а также с исчерпанием потенциала рынка при существующем уровне доходов населения. "Для того чтобы продемонстрировать более впечатляющие темпы роста, на наш взгляд, при прочих равных, будет необходим качественно новый скачок в доходах населения", - говорит она.
По мнению Садовской, в первой половине второго полугодия резкого падения трафика не будет.
"Второе полугодие захватывает три месяца высокого сезона (июль, август, сентябрь), которые определяют перформанс рынка за вторые шесть месяцев года. Я полагаю, что в первой половине второго полугодия резкого падения трафика не будет: отпуска распланированы, и все уже давно забронировано и оплачено", - говорит аналитик.
При этом эксперты из ИФК "Метрополь" и ИК "Регион" считают, что темпы роста авиаперевозок начнут замедляться уже во втором полугодии 2012 года.
"Думаю, темпы могут замедлиться. Помимо наблюдающихся кризисных явлений, я бы отметил еще и постепенное насыщение рынка - перевозки росли высоким темпами в 2010 и 2011 году и база для сравнения уже весьма высокая, с нее тяжело продолжать расти высокими темпами", - считает аналитик "Метрополя" Андрей Рожков.
С ним соглашается и Юрова, отмечая, что замедление темпов роста во втором полугодии уже идет.
"В целом по году мы ожидаем рост пассажирооборота на 15,4%, пассажиропотока - на 13,8%. Замедление темпов роста рынка связано с относительно небольшим увеличением покупательной способности населения в текущий период", - говорит аналитик.
САМЫЙ СТОЙКИЙ
Большинство аналитиков отмечают, что наиболее устойчивыми авиакомпаниями являются "Аэрофлот" и "ЮТэйр", затем "Трансаэро" и S7.
"На мой взгляд, самым устойчивым с точки зрения финансового состояния пока является "Аэрофлот". Из-за сравнительно невысокого соотношения чистого долга к EBITDA, показатель находится на уровне 0,61, однако последнее время наблюдается тенденция к увеличению затрат, в конечном итоге это может сказаться на платежеспособности. На второе место я бы поставил "ЮТэйр", у которой есть некоторая "подушка безопасности" в виде вертолетного бизнеса, где конкуренция не так высока, однако довольно высокая долговая нагрузка. Третье место разделяют S7 и "Трансаэро", где уровень долга высок", - считает Шенк.
Клиентов первым может начать терять "Аэрофлот" из-за более высоких тарифов, однако это произойдет только на тех линиях, где есть конкуренция, считает эксперт.
"Если говорить о пассажиропотоке, то я бы отранжировал так: "Аэрофлот", "ЮТэйр", "Трансаэро", S7", - говорит Рожков.
Садовская выделила из этой четверки "ЮТэйр". "Прибыль компании приносят в основном вертолетные работы: компания обслуживает нефтяные компании и ООН. Пассажирские авиаперевозки все еще низкорентабельны. Несмотря на то, что ООН порезала бюджет на миротворческие миссии, где задействован вертолетный бизнес "ЮТэйр", я думаю, что компания достаточно устойчива к кризису", - рассуждает она.
Что касается "Аэрофлота", здесь следует упомянуть о потере монопольного положения на рейсах в Париж, Рим и Милан, что уже ударит по марже перевозчика. Но, в отличие от "Трансаэро", которая заточена под туристические направления, "Аэрофлот" летает во все крупнейшие деловые центры мира. Пассажиры "Аэрофлота" - не только туристы, но и путешествующие по бизнесу, которые ценят удобное расписание и комфортные стыковки. Таким образом, я считаю, что бизнес-модель "Аэрофлота" более диверсифицирована, что поддержит компанию в трудные времена, считает Садовская.
"Сибирь - финансово устойчивая компания c хорошими показателями, хоть и относительно небольшой игрок. Тем не менее, S7 летает в основном по европейским туристическим направлениям и по России, что делает компанию более подверженной риску", - говорит она.
По мнению Юровой, "ЮТэйр" менее всего подвержен кризисным явлениям: в отличие от других перевозчиков, его бизнес диверсифицирован. В то же время, например, бизнес-модель "Трансаэро" характеризуется высокой зависимостью от туристического рынка, который чутко реагирует на изменения в экономической ситуации, считает аналитик.
В целом все авиакомпании испытают на себе негативное влияние кризиса, отмечает Юрова.
"Будущие сравнительно невысокие показатели роста рынка и необходимость поддерживать парк самолетов, который сегодня непрерывно и, на наш взгляд, не всегда оправданно расширяется, могут привести к ухудшению финансовых показателей авиакомпаний", - считает она.
Самой рентабельной авиакомпанией (исходя из отчетности по РСБУ за 2011 год - ред.) является "Аэрофлот". Показатель рентабельности авиакомпании составляет 7,6%. Далее идет "Трансаэро" - 2,1%, "Сибирь"- 1,6,%, у "ЮТэйр" этот показатель всего 0,48%.