Около миллиона человек уже десятый день не могут воспользоваться метро в Буэнос-Айресе
14 августа 2012 года

Около миллиона "портеньос" - жителей Буэнос-Айреса и гостей столицы Аргентины вот уже десятый день не могут воспользоваться столичным метро, сообщили в понедельник вечером аргентинские СМИ.

Профсоюзы работников "подземки" требуют, в частности, увеличения на 28% заработной платы, полной компенсации больничного в течение года, предоставления дополнительных выходных при рождении ребенка. В акции протеста принимают участие более 2,5 тысячи человек. Первоначально проведение забастовки планировалось на уикенд 4-5 августа, но потом она многократно продлевалась, так как между сторонами "не было достигнуто взаимопонимание".

Хаос в городе, пробки на дорогах, многочисленные очереди людей на остановках уже стали привычной картиной в Буэнос-Айресе. Пытаясь избежать транспортного коллапса, столичные власти ежедневно с 6 до 9 вечера дополнительно выделяют около 500 "школьных" автобусов, которые днем используются для перевозки детей и подростков из дома в учебные заведения и обратно. В центральных районах обустроены несколько бесплатных "парковок" для велосипедов (этот вид транспорта в последние дни приобрел особую популярность).

Обычные горожане очень надеются, что кошмар скоро закончится, и они смогут воспользоваться привычным для них метрополитеном. Мэрия наложила на бастующих штраф в размере около 1 миллиона долларов за невыполнение решения об "обязательном примирении", которое принимается в случае "реальной угрозы общественной безопасности". Лидеры профсоюзов метро в ответ намерены обратиться с жалобой на нарушение "законных прав" в Международную организацию труда.

Между тем, комментаторы отмечают в прессе, что конфликт уже давно приобрел политический характер. Ранее метро находилось под федеральным контролем, но в январе нынешнего года оно формально перешло к столице: вместе с долгами и проблемами, такими как устаревшие и изношенные вагоны, несовершенная инфраструктура. Мэр Буэнос-Айреса Маурисио Макри считает, что подобным "подарком" центральная власть, урезав федеральные субсидии, пытается уничтожить его как политического конкурента от правой оппозиции на предстоящих в 2015 году президентских выборах. Многие журналисты не исключают, что нынешняя глава Аргентины Кристина Фернандес де Киршнер может сама еще раз претендовать на этот пост (сейчас вторичное переизбрание запрещено Конституцией, но ведь в Основной закон в оставшееся время еще можно внести изменения).

Метрополитен в Буэнос-Айресе является убыточным, для его модернизации необходимо более 2 миллиардов долларов. И хотя стоимость проезда с начала года увеличилась более чем в два раза (сейчас она составляет около 50 центов), по мнению экспертов, для нормальной работы подземки тариф должен равняться одному доллару.

Мэр Маурисио Макри на недавней встрече с президентом страны Кристиной Киршнер согласился взять на себя всю ответственность за работу метро, если федералы "передадут 10% от той суммы, что должны городу, и нам будет дана возможность взять в долг в Межамериканском банке развития".

"Это были худшие переговоры в моей жизни как бизнесмена и руководителя столичного правительства, но даже с этим предложением госпожа президент не согласилась", - заявил Макри журналистам.

В Буэнос-Айресе функционируют шесть веток метро и три линии "преметро" (легкого метро). Ежегодно на этих видах транспорта в столице Аргентины совершается около миллиарда поездок.

Метро в столице Аргентины - самое старое в Латинской Америке, в будущем году ему исполнится 100 лет. Первая линия столичной подземки (линия А) была открыта в декабре 1913 года. Ветка соединила порт с железнодорожным вокзалом и насчитывала всего три станции. В настоящее время общая сеть единственного в Аргентине метрополитена составляет более 60 километров.

Метро полностью подземное. Средний перегон между 74 станциями составляет 664 метра. Подземка остается наиболее быстрым и удобным видом транспорта в городе (трамваи в Буэнос-Айресе в 1963 году были заменены рейсовыми автобусами). Около 70% населения столицы без пригородов живет в радиусе 400 метров от станций метро. Проезд стоит 2,5 песо (около 15 рублей). Дети и инвалиды пользуются им бесплатно, пенсионеры - тоже, за исключением часов пик. Работает метро с понедельника по субботу с 6.00 до 23.00, в воскресенье - с 8.00 до 22.00.

На линии А до сих пор сохранились составы бельгийского производства, которым более 80 лет. Это самые старые в мире вагоны метрополитена, находящиеся в эксплуатации. Их корпус изготовлен из дерева, двери открываются вручную. Даже тормозные колодки в этих "динозаврах" сделаны из особо прочной древесины для обеспечения плавного торможения на опасных участках. Это, правда, добавляет легкий запах гари в воздух подземки.

До Буэнос-Айреса метро уже существовало в 12 городах мира (Лондоне, Афинах, Стамбуле, Будапеште, Вене, Париже, Глазго, Берлине, Нью-Йорке, Филадельфии и Гамбурге). Свой метрополитен аргентинцы начали строить с помощью англичан, которые обладали наибольшим опытом в данной сфере: в Лондоне первый подземный туннель был проложен в 1863 году. В Аргентине сразу оценили преимущества нового вида транспорта: разгружает движение на поверхности, не создает шум в городе и не пылит, отсутствие пешеходов позволяет развить оптимальную скорость. К тому времени в столице, претендующей на звание "латиноамериканского Парижа", уже наблюдался весьма оживленный трафик: автомобили, электрические трамваи, конки (вагоны, транспортируемые упряжкой лошадей по рельсам).

Туннели для метро рылись открытым способом, укреплялись и вновь засыпались землей. Их стены вначале облицовывались кирпичом, позже - бетонными плитами. Каждая станция имела свой оттенок цвета, чтобы пассажиры, не умеющие читать, лучше ориентировались. Первую ветку длиной чуть более километра прокладывали полторы тысячи человек в течение двух лет. Размеры этого туннеля и сейчас остались прежними: ширина - 7,6 метра, высота - 4,35 метра.