Бизнесмен Лебедев сможет продать НРБ только с дисконтом к капиталу
7 августа 2012 года

Заявивший на прошлой неделе об уходе из бизнеса под давлением властей миллиардер Александр Лебедев сможет продать принадлежащий ему Национальный резервный банк (НРБ) только при благоприятном стечении обстоятельств и то с дисконтом к капиталу, считают опрошенные агентством "Прайм" аналитики.

Лебедев, известный многочисленными конфликтами с представителями властных структур, еще в мае 2011 года сообщал о переговорах по продаже контрольного пакета НРБ, однако сделка так и не состоялась.

В последние месяцы бизнесмен ведет затяжной судебный спор с Банком России по поводу проверки, называя ее политически мотивированной. Регулятор считает проверку НРБ стандартной.

На прошлой неделе Лебедев, владеющий, помимо банка, крупным пакетом акций "Аэрофлота" , заявил о сворачивании бизнеса в России. Однако, по мнению аналитиков, дистанцироваться от банковского актива, передав его в управление, бизнесмену будет не просто. Если же дело дойдет до продажи, то при таком негативном информационном фоне дисконта к капиталу не избежать.

Национальный резервный банк основан в 1994 году и, согласно данным "РИА Рейтинг" на 1 июля 2012 года, находится на 97-м месте в рейтинге российских банков по размеру активов. Согласно данным НРБ, "Национальная резервная корпорация" Александра Лебедева владеет 78,19% уставного капитала банка.

ПРОДАЖА ПОД ВОПРОСОМ

"Ситуация такова, что в банке идут проверки, и бизнес сокращается, к тому же это бизнес одного собственника. В принципе любой актив можно продать, но эти факторы, скорее всего, будут негативно влиять на цену... Я не исключаю ситуации, что банк может быть продан ниже капитала", - сказала аналитик "Совлинк" Ольга Беленькая.

НРБ по итогам первого полугодия 2012 года, согласно данным на сайте ЦБ, получил убыток в 1,1 миллиарда рублей, снизив капитал на 13% - до 13,6 миллиарда рублей. В марте банк покинули шесть из восьми членов правления.

Продать банк дороже, чем в полкапитала не удастся, считает аналитик Номос-банка Андрей Михайлов. Причем он не исключает, что размер собственных средств банка может быть скорректирован после оценки качества его активов.

"Надо смотреть на то, какие у банка активы, их качество. Думаю, можно продать за полкапитала, если действительно есть реальный капитал с учетом качества активов", - сказал Михайлов.

Еще более пессимистичен начальник аналитического управления Банка корпоративного финансирования Максим Осадчий. "В силу кэптивности этот бизнес, по существу, не имеет никакого смысла, поскольку он обслуживает группу господина Лебедева. У него на балансе находится весьма существенный пакет акций "Аэрофлота", который будет выведен. Это бизнес, я бы так сказал, непродаваемый", - считает Осадчий.

Аналитик Merrill Lynch Ольга Веселова добавляет, что продаже НРБ будет мешать характер его бизнеса.

"Самые интересные активы сейчас для покупки - это специализированные банки, а не универсальные", - сказала она, добавив, что НРБ в эту категорию не входит.

УПРАВЛЯЮЩИЙ НЕ ПОМОЖЕТ

В условиях политизации конфликта передача НРБ в управление вряд ли спасет банк, считают аналитики.

"В случае с Лебедевым вопрос политический целиком", - отмечает Михайлов.

"Скорее всего, банк просто будет отдан под управление какой-то структуре, связанной с самим Лебедевым. Его задача - каким-то образом дистанцировать этот бизнес от самого себя в глазах правоохранительных органов, чтобы как-то его спасти", - рассуждает Осадчий.

Банк России по итогам проверки не стал раскрывать информацию о примененных к НРБ мерах воздействия. При этом первый зампред ЦБ Алексей Симановский сообщил "Прайму", что запреты на проведение операций регулятор не вводил.

"Я, честно говоря, не вижу у НРБ каких-либо перспектив, разве что будет достигнута договоренность с властями", - резюмирует Осадчий.

Лебедеву не удастся перехитрить своих оппонентов, отойдя от управления банком, уверена Беленькая.

"Думаю, что полное дистанцирование вряд ли возможно, если собственник фактически не выходит из бизнеса", - сказала она.

Аналитик видит выход из ситуации в поиске инвестора, чей бизнес нуждался бы в кэптивном банке.

"НРБ в основном обслуживал корпоративные проекты. В принципе, если встроить его в какой-то другой кэптивный бизнес, то можно было бы что-то сделать, но сложно представить, кто бы это мог быть", - сказала Беленькая.