Запрет РФ рекламы спиртного в сети лишь уведет ее за рубеж
3 июля 2012 года
Запрет на рекламу алкоголя в интернете, предусматриваемый находящимся в Госдуме законопроектом, на практике будет трудно выполним и может повлечь отток рекламодателей на зарубежные сайты, считают опрошенные агентством "Прайм" эксперты и представители рынка.
Законопроект разработан главой комитета Госдумы по экономической политике, инновационному развитию и предпринимательству Игорем Руденским и группой других депутатов.
Согласно версии законопроекта, имеющейся в распоряжении агентства "Прайм", его нормы претерпели изменения между первым и вторым чтениями и сейчас предполагается безоговорочный запрет на рекламу всего алкоголя "в информационно-телекоммуникационной сети интернет", в то время как ранее он распространялся только на сайты зарегистрированных СМИ.
В то же время предлагается запретить рекламировать алкогольные напитки с содержанием спирта ниже 5% в печатных изданиях. Таким образом, под запрет могут попасть пиво и напитки на его основе, в то время как производители крепкого алкоголя смогут размещать свою рекламу в журналах и газетах.
Между тем Руденский сказал "Прайму", что запрет на рекламу в печати будет распространяться на все виды алкоголя. Он подтвердил, что законопроект планируется в среду рассмотреть во втором чтении на заседании Госдумы, а окончательно принять в текущую сессию.
"Рекламу пива запрещаем в печати и то, что свыше 5%, тоже запрещаем, соответственно весь алкоголь с 1 января 2013 года. Мы хотели с 1 июля текущего года, но получается так, что будем запрещать с 1 января. Там будет написано, что запретить рекламу спиртных напитков любой крепости, мы сегодня уже приняли на комитете такое решение", - рассказал депутат.
По его словам, регулирование рекламы в интернете вызывает пока вопросы, но после принятия закона депутаты будут дорабатывать и регулировать процесс. "Там есть такая проблема небольшая с зарубежными сайтами, которые могут использовать наши пробелы, но, думаю, что мы подзаконными актами это решим", - отметил Руденский.
ЧТО ДЕЛАТЬ ПРОИЗВОДИТЕЛЯМ?
Как считает председатель правления Союза производителей алкогольной продукции (СПАП) Дмитрий Добров, на продвижение алкоголя в данный момент уже наложен ряд существенных ограничений. "Сейчас разрешены места продаж, печатные СМИ за исключением первой, второй, последней и предпоследней полос и интернет - на наш взгляд, этих ограничений вполне достаточно, так как ситуация такова, что данная реклама не привлекает нового потребителя и предназначена для информирования уже существующего", - сказал он, отметив, что необходимо сохранить текущий баланс.
По мнению Доброва, применение данного закона может столкнуться с трудностями, поскольку не до конца ясен вопрос, как контролировать рекламу в интернете. "Большой вопрос, как разделить рекламу и корпоративные сайты компаний, где есть раздел "продукция", где есть перечень производимых продуктов, их фотографии и описание. Получается, что под данный запрет подпадают и корпоративные сайты тоже?" - недоумевает он.
По словам Руденского, в том, что касается сайтов самих производителей спиртного, потребуются разъяснения. "Я думаю, что будут разъяснения, чтобы они действительно не рекламировали продукцию, а именно давали по ней объяснения, но это уже чисто технические вещи", - сказал депутат.
Кроме того, как отметил Добров, всю рекламу в интернете можно поделить на две категории: рекламу дешевого и нелегального спиртного, то есть то, что с трудом контролируется или не контролируется вообще, и рекламу премиального алкоголя (вин, виски и других напитков), не способную повлиять на уровень потребления по стране. "Поэтому не очень ясно, зачем их смешивать и запрещать", - добавил председатель правления Союза производителей алкогольной продукции.
РЕКЛАМА УЙДЕТ ЗА РУБЕЖ
По мнению директора Центра исследований федерального и регионального рынков алкоголя (ЦИФРРА) Вадима Дробиза, данный законопроект не стоит расценивать всерьез, так как впереди еще осенняя сессия Госдумы, в рамках которой, как ожидается, будут приняты нормы, полностью запрещающие рекламу алкоголя везде, кроме мест продаж.
"Не будет там (в интернете - ред.) рекламы - вся она уйдет в места продаж, деньги получит розница, но интернет не потеряет полностью, потому что люди будут регистрировать свои сайты вне российского сегмента интернета и размещать рекламу там", - сказал он.
Управляющий по связям с органами государственной власти Sun InBev Russia, одной из крупнейших пивоваренных компаний в России, Андрей Ерин также считает возможным уход российских рекламодателей и продавцов рекламы на зарубежные домены.
"В случае, если закон будет принят, вполне реальной выглядит перспектива постепенного ухода рекламы алкоголя, особенно элитного, на зарубежные сайты, в том числе их русскоязычные версии", - сказал и руководитель отдела интернет-исследований аналитического центра рекламного холдинга "Видео Интернешнл" Алексей Беляев.
На его взгляд, данная мера вряд ли сможет полностью запретить рекламу алкоголя в интернете, но может стать инструментом для оказания давления на отдельные площадки. По словам Беляева, пока в законодательстве РФ нет достаточно четких определений, что такое "сеть интернет", неясно и то, как можно там запретить или ограничить рекламу и вообще пытаться регулировать то, что не относится к российской юрисдикции. В любом случае есть много популярных зарубежных интернет-ресурсов, которые с радостью разместят русскоязычную рекламу, ориентированную на российских пользователей, подытожил он.
Эксперт предполагает, что в случае вступления закона в силу в нынешней редакции на практике размещение рекламы алкоголя в интернете будет пресекаться после поступления в ФАС соответствующей жалобы.