Законопроект "О государственно-частном партнерстве" может быть внесен в ГД осенью - МЭР РФ
13 июля 2012 года

Минэкономразвития РФ рассчитывает внести законопроект "О государственно-частном партнерстве" в Госдуму в осеннюю сессию, сообщил директор Департамента инвестиционной политики и развития частно-государственного партнерства министерства Сергей Беляков.

"Мы рассчитываем осенью выйти на обсуждение в Госдуме", - сказал он на заседании подкомитета по государственно-частному партнерству комитета ТПП РФ по инвестполитике, где обсуждалось развитие федеральной и региональной нормативной базы для проектов ГЧП.

Как добавил он затем в беседе с журналистами, документ должен быть внесен в правительство в августе, а в настоящее время он обсуждается с представителями бизнеса и экспертами.

"У государства ограничены финансовые ресурсы, но есть инвесторы, которые сейчас готовы финансировать эти проекты при условии, что государство потом предоставит возможность получить доход от участия в этом проекте", - отметил Беляков.

Для министерства важна реакция бизнеса на концепцию законопроекта, а также предложения, которые помогут сделать готовящийся закон работоспособным, тем более, что практика ГЧП уже сложилась, сказал директор департамента. Поэтому законопроект призван обобщить эту практику и снять ряд ограничений для развития проектов с участием государства и бизнеса.

В настоящее время нормы российского законодательства предусматривают использование ограниченного числа моделей преимущественно в рамках реализации концессионных соглашений, при которых право собственности закреплено за концедентом и передается концеденту в момент ввода объекта в эксплуатацию, что существенно ограничивает возможности частного партнера на привлечение заемного финансирования.

Отсутствие регламентации других моделей осуществления ГЧП проектов выступает препятствием для привлечения частного капитала и компетенций в сферу публичной инфраструктуры, что сдерживает ее развитие. Поэтому необходима разработка отдельного законодательного акта РФ, устанавливающего определение проектов ГЧП, возможные формы реализации ГЧП проектов, единые принципы конкурсных процедур для ГЧП проекта и пр.

Документ вводит понятие "публичный партнер" - действующие самостоятельно или совместно РФ, субъекты РФ, муниципальные образования в лице уполномоченного органа власти или госкомпании с участием государства не менее 50%.

Законопроектом предлагается установить существенные условия соглашения о ГЧП, а также гарантии прав и законных интересов частного и публичного партнеров, тем самым установить защиту частного партнера от неблагоприятного изменения законодательства и сохранить структуру распределения рисков проекта между публичным и частным партнерами. Данная норма расширяет возможности частного партнера для привлечения как собственного, так и заемного финансирования для реализации проекта государственно-частного партнерства.

При этом за публичным партнером закреплены полномочия контроля за деятельностью частного партнера по соблюдению им условий соглашения, в том числе за исполнением обязательств по соблюдению сроков создания (реконструкции, модернизации) объекта, осуществлению инвестиций, техническому использованию и эксплуатацией объекта соглашения.

В настоящее время в 60 субъектах РФ приняты региональные законы, направленные на реализацию проектов ГЧП. Вместе с тем полноценная реализация проектов ГЧП на региональном и муниципальном уровне затруднена отсутствием необходимых норм в федеральном законодательстве.

По словам Белякова, законопроект потребует также некоторых изменений в действующее законодательство. Как отметили участники заседания, необходимо обратить внимание на поправки в бюджетное законодательство, которые бы позволяли расширить перечень инструментов софинансирования проектов со стороны государства, включая госгарантии, закрепляли финансовые обязательства в течение всего срока реализации проекта, и позволяли инвесторам получать компенсации в ряде случаев при расторжении контрактов.