Подходы к ОРВ законопроектов ко второму чтению в Госдуме будут готовы к концу года
13 июля 2012 года
Подходы к распространению процедуры оценки регулирующего воздействия (ОРВ) на законопроекты, подготовленные ко второму чтению в Госдуме РФ, будут сформулированы к концу 2012 года, сообщил глава Минэкономразвития Андрей Белоусов на заседании правительства в пятницу.
"Мы решили проводить эту работу в рамках совместной рабочей группы представителей Госдумы и правительства. Об итогах мы доложим правительству к концу текущего года", - сказал Белоусов.
Он подчеркнул, что в отношении правительственных законопроектов и поправок к ним ко второму чтению, которые готовятся правительством, процедура ОРВ может быть введена уже в ближайшее время, поскольку никаких препятствий к этому нет. Что же касается всех остальных поправок, в том числе вносимых депутатами, то, по словам Белоусова, "здесь необходимо найти подход к гармонизации регламентных процедур Госдумы и правительства, поскольку, безусловно, конституционный принцип разграничения властей остается незыблемым".
Белоусов пояснил, что это направление является одним из наиболее важных и чувствительных для предпринимательского сообщества. "Предприниматели выступают за проведение ОРВ таких законопроектов, поскольку ко второму чтению они существенно изменяются, и в них включаются недостаточно обоснованные требования и ограничения", - сказал он.
В целом же, Белоусов напомнил, что согласно указу президента от 7 мая этого года можно выделить четыре основных направления совершенствования и развития процедуры ОРВ в России: переход к проведению оценки регулирующего воздействия самими ведомствами (ОРВ на ранней стадии); расширение ОРВ на налоговое и таможенное законодательство; ОРВ законопроектов, подготовленных ко второму чтению в Госдуме; распространение ОРВ на проекты нормативных актов в регионах.
Что касается первого направления, которое Белоусов назвал ключевым, то основным аргументом его внедрения является тот факт, что только само ведомство является наиболее компетентным экспертом в определенной области и способно надлежащим образом провести оценку и предложить наилучшее решение. "Требуется кардинальное преобразование сложившейся процедуры, когда подготовка каждого нормативного акта будет основана на анализе существующих альтернатив и осознанном выборе наилучших из них, это современный общепринятый подход", - сказал Белоусов.
По его словам, первый шаг в этом направлении уже сделан: 2 мая 2012 года было принято постановление правительства РФ, в соответствие с которым разработчики нормативных актов должны перейти к самостоятельному проведению процедуры ОРВ, начиная с 1 октября текущего года.
Что касается второго направления, то Белоусов отметил, что основное негативное воздействие несет малая часть правовых норм. "Важной задачей в этой связи является отбор сфер и нормативных актов, оказывающих наибольшее регулирующее воздействие. Мы стремимся сосредоточить наши ресурсы именно на таких сферах", - сказал Белоусов, добавив, что Минэкономразвития инициировало принятие постановления правительства об исключении административных регламентов из сферы оценки, если в них не содержится дополнительного регулирования и оценка которых проходит в рамках других видов экспертизы.
С другой стороны, под ОРВ должны подпадать нормативно-правовые акты в области налогового контроля и таможенного администрирования. По словам Белоусова, соответствующий проект постановления правительства уже подготовлен и проходит согласование.