Оценка правоприменения нормативных актов может заработать через 2 года
3 июля 2012 года
Оценка регулирующего воздействия (ОРВ) процесса правоприменения нормативных актов может заработать через два года, заявил замминистра экономического развития РФ Олег Фомичев.
"В какой-то степени сейчас это есть, виде экспертизы действующих актов, но идея правильная связать нашу предварительную ОРВ с проведением через 2 года проверки, как в реальности действует этот акт. Мы над этим работаем и тоже будем делать", - сказал он на совместном заседании консультативного совета по оценке регулирующего воздействия при Минэкономразвития и экспертов системы открытого правительства.
О проблемах оценки правоприменения говорил на заседании министр РФ по вопросам открытого правительства Михаил Абызов. По его словам, можно было бы дать поручение, чтобы такая система начала действовать через год-полтора.
Сейчас Минэкономразвития проводит оценку регулирующего воздействия проектов нормативных и законодательных актов, определяя их возможное влияние на бизнес, выявляя новые административные барьеры. В результате, по словам Фомичева, 90% документов, на которые дано отрицательное заключение министерства, не принимаются.
На заседании обсуждалось также предложение обязать ведомства самостоятельно проводить ОРВ при подготовке документов, а затем направлять заключения об оценке на экспертизу в МЭР.
Минэкономразвития РФ предлагает с 1 января 2013 года обязать госорганы, разрабатывающие законодательные и нормативные документы, самостоятельно проводить оценку их влияния на бизнес. Проект соответствующего постановления правительства, вносящего изменения в некоторые акты кабинета министров для совершенствования и развития института ОРВ был опубликован на сайте МЭР в мае.
По словам Фомичева, ряд ведомств уже согласовали проект, часть направили замечания технико-юридического характера.
Как отметил в свою очередь министр экономического развития РФ Андрей Белоусов, сегодня министерство пишет заключения, "которые никого ни к чему не обязывают", а новые правила должны быть более жесткими. Однако, нельзя создавать условия, когда министерства будут "до посинения" перерабатывать законопроекты и нормативные акты, чтобы соблюсти процедуру и получить положительное заключение об ОРВ, сказал министр, а при этом сроки принятия документов будут срываться. Кроме того, по его словам, в ряде случаев существуют прямые указания вице-премьеров, данные на согласительных совещаниях. ОРВ таких актов затруднена.
Участники заседания также обсудили предложение создать систему ОРВ для законопроектов, готовящихся ко второму чтению в Госдуме, но по их мнению, в нынешних условиях подвергаться такой оценке могут лишь документы или поправки к ним, вносимые правительством. На законопроекты, вносимые депутатами, невозможно повлиять без изменения регламента Госдумы.