ОБОБЩЕНИЕ - Власти РФ вновь задумались о кризисном бюджете
9 июля 2012 года

Вероятность возникновения второй волны глобального финансового кризиса вынуждает власти РФ задуматься над тем, как "подтянуть пояса". В пятницу состоялось заседание правительства РФ, на котором

был принят ряд документов, согласно которым расходы бюджета-2013 в реальном выражении впервые могут остаться на уровне предыдущего года, зато полномочия правительства на случай возможного обострения ситуации в экономике усилятся.

Кабмин одобрил основные параметры бюджета на ближайшую трехлетку исходя из более низких, чем ожидалось ранее, цен на нефть, а также на основании бюджетного правила, призванного снизить зависимость от котировок на "черное золото". Излишек нефтяных доходов - если таковой будет - по-прежнему пойдет в Резервный фонд, откуда при необходимости средства быстро перебросят на острые нужды.

БЮДЖЕТ-2013 УРЕЗАЮТ

В пятницу правительство РФ в целом одобрило основные параметры бюджета-2013, а также на период 2014-2015 годов. Доходы федерального бюджета РФ в 2013 году планируются в 12,3 триллиона рублей, расходы - 13,4 триллиона рублей. Таким образом, дефицит бюджета прогнозируется на уровне 1,5% ВВП.

При этом целевой ориентир - выход на нулевой дефицит бюджета к 2015 году, обозначенный ранее властями, сохраняется. По словам премьера Дмитрия Медведева, это вполне возможно.

Ненефтегазовый дефицит бюджета остается на высоком уровне, констатировал глава правительства. В 2013 году он составит 10,1% ВВП, а к 2015 году снизится до 8,6% ВВП. Ранее в Минфине называли безопасным уровень ненефтегазового дефицита примерно в 5% ВВП. До кризиса 2008 года этот показатель не превышал 2-3% ВВП а в 2009 году достиг рекордного уровня 13,7% ВВП.

Начиная с 2013 года, правительство формирует главный финансовый документ страны на основании так называемого "бюджетного правила". По нему расходы федерального бюджета будут рассчитываться исходя из базовой цены на нефть за пятилетний период. Ежегодно этот срок будет увеличиваться на один год до достижения десяти лет. Этот подход призван снизить зависимость бюджетной системы от волатильности цен на углеводороды.

По словам главы Минфина Антона Силуанова, бюджет РФ на 2013-2015 годы будет рассчитываться по новому правилу исходя из цен на нефть 92,93 и 94 доллара за баррель соответственно. Изначально бюджет-2012 был сверстан из прогнозной среднегодовой цены на нефть 110 долларов за баррель, расходы бюджета-2013-2014 планировались исходя из прогноза в 97 и 101 долларов за баррель соответственно.

БАБУШКИ, СПИТЕ СПОКОЙНО

Законопроект о бюджетном правиле Госдума приняла в пятницу в первом чтении. Согласно этому документу, если фактическая цена на нефть превышает базовую, допдоходы пойдут в Резервный фонд или на замещение источников финансирования дефицита бюджета. Если фактическая цена, напротив, окажется ниже базовой, дефицит покроют из того же Резервного фонда.

Ряд депутатов называет этот документ первым скромным шагом к уходу от "нефтяной" зависимости бюджета. "У нас уже действительно дедушки и бабушки интересуются ценой барреля нефти на различных биржах. Такой заинтересованности людей в том, сколько стоит бочка нефти, я ни в одной стране мира не встречал", - сказал зампред думского комитета по бюджету и налогам Максим Рохмистров.

Вместе с тем депутат отметил, что законопроект не внесет никаких концептуальных изменений в формирование бюджета до тех пор, пока правительство не начнет развивать реальный сектор экономики и не появятся среднесрочные и долгосрочные кредитные ресурсы по разумным ставкам.

Депутаты оценили идею вложения бюджетных средств в Резервный фонд по-разному. Так, Рохмистров считает, что нефтяные сверхдоходы надо направлять на развитие Сибири и Дальнего Востока. А депутат от "Справедливой России", первый зампред бюджетного комитета Госдумы Оксана Дмитриева и вовсе назвала вливание бюджетных средств в "госкубышку" организованным вывозом капитала из страны.

В свою очередь, член комитета Госдумы по экономической политике, инновационному развитию и предпринимательству Игорь Игошин напомнил коллегам, для чего стране необходима финансовая подушка безопасности, создаваемая новым бюджетным правилом. Во время последнего кризиса именно за счет запасов гасился дефицит бюджета. "На начало июля Резервный фонд составил чуть менее 2 триллионов рублей. Деньги большие, но в реально тяжелой ситуации надолго их не хватит", - сказал депутат.

ПРИКАЗАНО ЭКОНОМИТЬ

Премьер отметил, что бюджет следующего года эксперты уже сейчас называют жестким. При этом, по его словам, новый подход позволит сохранить внутреннюю стабильность, а также на всякий случай иметь дополнительные средства для реализации госпрограмм и исполнения социальных обязательств.

В нынешней ситуации необходимо по максимуму оптимизировать расходы и сокращать нефтегазовый дефицит, уверен Силуанов. В будущем году расходы федерального бюджета в номинальном выражении вырастут на 642,2 миллиарда рублей по сравнению с текущим годом, при этом в реальном выражении уровень расходов практически не изменится.

Расходы на социалку власти обещают не трогать. По словам Медведева, только в 2014 году они превысят 4 триллиона рублей. По словам Силуанова, расходы по таким статьям как образование, здравоохранение, физическая культура, спорт будут сокращаться в 2013-2015 годах, однако это произойдет за счет завершения софинансирования региональных программ и передачи финансирования на места.

Дополнительные средства Минфин готов выделять только под конкретные реформы. Говоря об источниках финансирования таких реформ, Силуанов пояснил, что в рамках закрепленных параметров бюджета у правительства есть возможность оперировать расходами, которые утверждены условно, но объем таких расходов ежегодно снижается.

Финансирование госпрограмм в 2013 году начнет осуществляться по принципу "одна программа - одна субсидия", при этом регионы будут наделяться дополнительными полномочиями параллельно с усилением ответственности за неэффективность исполнения. По словам Силуанова, объем госинвестиций, запланированный в бюджете на ближайшую трехлетку, останется примерно на прежнем уровне.

Глава Минфина предложил задуматься об экономии и самим чиновникам. По его словам, министерствам и ведомствам следует определиться с приоритетными тратами для снижения рисков при ухудшении внешнеэкономической ситуации, чтобы в случае необходимости не пришлось "резать расходы по живому".

ДЕПУТАТЫ ПРОТИВ КРИЗИСА

Кроме этого, в пятницу Госдума приняла в первом чтении законопроект об антикризисных полномочиях правительства в 2012 году. В частности, документ предлагает позволить кабмину без внесения законодательных изменений направлять средства Резервного фонда и на поддержку стабильности экономики, финансового рынка, рынка труда, социальное обеспечение населения и другие меры социальной политики.

Кроме того, в целях защиты банковской системы и вкладчиков от возможных потрясений - если таковые произойдут - в этом году могут осуществить дополнительную капитализацию банков путем обмена облигаций федерального займа (ОФЗ) на привилегированные акции кредитных организаций.

Предлагается также разрешить предоставление государственных гарантий РФ в иностранной валюте не только по заимствованиям юридических лиц, осуществляемым для реализации инвестиционных проектов, но и на иные цели, установленные правительством.

Принять законопроект во втором и третьем чтении планируется до середины июля, но депутаты требуют поправок, расширяющих полномочия парламента при участии в бюджетном процессе. Часть из них отметили, что предложенные в законопроекте меры являются фактически калькой тех, что были реализованы во время кризиса 2008-2009 годов и позже вызвали большую критику.

Кроме того, Госдума приняла в третьем чтении закон о регулировании инвестфондов и антикризисных мерах для банков. В частности, до 2015 года продляется возможность российских властей докапитализировать банки за счет ОФЗ.