Медовары и РАР оспаривают прочтение перечня, регламентирующего производство напитка
4 июля 2012 года

Производители сидра и медовухи считают, что утвержденный правительством перечень не подлежащей регулированию спиртосодержащей продукции выводит натуральные напитки брожения крепче 1,2% из-под надзора Росалкогольрегулирования (РАР), однако служба считает, что напитки большей крепости нельзя производить бесконтрольно, свидетельствует проведенный агентством "Прайм" опрос сторон.

Премьер-министр РФ Дмитрий Медведев подписал постановление правительства, которое выводит из-под лицензирования традиционные слабоалкогольные напитки крепостью до 1,2%, включая квас, сидр и медовуху.

Как ранее сообщали агентству "Прайм" эксперты рынка, вынесение медовухи, сидра, сбитня и других слабоалкогольных традиционных напитков брожения из числа алкогольных напитков в особый перечень не решит проблему с возможной остановкой их производства с 1 июля, так как постановление распространяется только на напитки и продукты с содержанием алкоголя не более 1,2%, в то время как традиционные напитки брожения изготавливаются крепостью от 1,5% до 6%. Согласно закону, производство таких напитков, за исключением пива, необходимо лицензировать, что для медоваров и предприятий, занимающихся изготовлением спирта, слишком обременительно и экономически нецелесообразно.

Как утверждают в Центре изучения региональных проблем (ЦИРП), в утвержденный перечень включены сидры и медовые вина без ограничения по градусу, не противоречащие ГОСТу. Такой вывод делается на основании формулировки в документе, включающей в список разрешенных к свободному производству и обороту "напитки брожения и квасы, сидры, медовые вина и напитки с содержанием этилового спирта от 0,5 до 1,2% включительно".

Как пояснил агентству "Прайм" член президиума "Опоры России" Алексей Небольсин, формулировку, использующую союз "и", можно воспринимать как разграничивающую понятия сидра, кваса, медовых вин и напитков с обозначенным содержанием спирта.

"Формулировка данного перечня, опубликованная сегодня в "Российской газете", и глубокий анализ заключений Росстандарта и президента на этот законопроект позволяют сделать вывод, что замысел законопроекта реализован корректно и в соответствии с изначальными намерениями, а медовуха и сидр выведены из под контроля РАР", - сказал он.

По его словам, однако, данную фразу можно трактовать двояко и очевидно, что РАР будет настаивать на своем прочтении, а бизнес на своем. Он подчеркнул, что исходя из логики прочтения перечня можно сделать вывод о разрешении производства слабоалкогольных традиционных напитков в рамках установленных ГОСТом требований.

Согласно ГОСТу, сидры должны содержать алкоголь не менее 1,5% и не более 6% этилового спирта.

Как утверждается в сообщении ЦИРП, поскольку технический регламент "О безопасности алкогольной продукции" до настоящего времени не принят, то согласно федеральному закону "О техническом регулировании" данный ГОСТ подлежит обязательному применению в части соблюдения требований, в то время как требования по содержанию этилового спирта являются обязательными.

Однако в Росалкогольрегулировании считают иначе.

ПОЗИЦИЯ РАР

"В приложении к постановлению ограничение по крепости от 0,5 до 1,2% однозначно касается всех упомянутых напитков (напитки брожения, квасы, сидры, медовые вина), это стандартная формулировка, которая используется в нормативных актах", - сообщили в пресс-службе РАР, добавив, что в противном случае напитки брожения выделялись бы отдельной строкой.

Как сказали в РАР, эта формулировка была согласована со всеми заинтересованными ведомствами, а сама служба трижды за последний месяц проводила встречи с представителями производителей напитков брожения, в ходе которых обсуждалась ситуация с этим сегментом рынка. Как пояснили в службе, в ходе этих встреч рассматривались разные предложения по изменению ситуации в пользу производителей, в частности, возможность введения через поправку к закону о госрегулировании производства и оборота алкоголя "упрощенного лицензирования", то есть сокращения перечня документов для получения лицензий, отмены счетчиков и т.д. для производителей сидров и медовухи. Другой вариант поправки, предлагаемый РАР - исключение из-под лицензирования малых предприятий по производству сидра, медовухи и других аналогичных напитков.

"Производители напитков брожения с этими предложениями прекрасно знакомы и участвовали в их обсуждении, поэтому такая трактовка перечня с их стороны выглядит крайне странно", - сказали в РАР.

Вариант по полному выводу медовухи и сидра из-под действия закона о госрегулировании производства и оборота алкоголя никогда не рассматривался и не может быть поддержан, подчеркнули в службе.

Как утверждают в РАР, в этом случае под видом медовухи или сидра на рынке моментально появится слабоалкогольная продукция, которая в этом случае выпадет из-под действия закона, в то время как напитки брожения могут быть по крепости сопоставимы с обычной алкогольной продукцией. "Например, сейчас во ВНИИИ пивобезалкогольной и винодельческой продукции разрабатывается межгосударственный стандарт "Напитки медовые. Общие технические условия". По проекту этого документа крепость таких напитков может достигать 22%", - отметили в РАР.

"Не думаю, что завтра опять пойдет производство, отрасль уже закрыта и лежит в руинах, теперь государство должно проявить инициативу и оставить производителей слабоалкогольных традиционных напитков брожения в покое", - заявил Небольсин.