Госдума рассмотрит протокол о присоединении России к ВТО
10 июля 2012 года

Госдума на пленарном заседании во вторник рассмотрит вопрос о ратификации протокола о присоединении России к Всемирной торговой организации (ВТО).

Завершить ратификационные процедуры, включая подписание закона президентом, РФ должна до 23 июля, иначе переговорный процесс нужно будет начинать сначала. В этом случае, по словам главы Минэкономразвития Андрея Белоусова, условия для РФ могут быть более жесткие, чем те договоренности, которые уже достигнуты.

Документ вызвал много споров как в бизнес-сообществе, так и у парламентариев, вплоть до обращения в Конституционный суд с просьбой проверить протокол о присоединении РФ к ВТО на соответствие Конституции РФ. По мнению заявителей, при внесении протокола о присоединении к ВТО на ратификацию в Госдуму была нарушена конституционная процедура. Кроме того, они оспаривали конституционность отдельных приложений к протоколу.

Однако накануне Конституционный суд РФ объявил, что не усматривает нарушений Основного закона при подписании пока еще не вступившего в силу протокола о вхождении РФ в ВТО.

ДОРОГА В ВТО

В середине ноября 2011 года рабочая группа по присоединению России к ВТО утвердила пакет документов, включая доклад рабочей группы и обязательства по доступу на рынок товаров и услуг. Тогда Россия формально завершила переговоры о вступлении во Всемирную торговую организацию, членства в которой добивается с 1993 года, и может стать полноправным членом организации уже летом 2012 года.

Активный переговорный процесс по присоединению России к ВТО начался в 1995 году. Стороны как в двухстороннем формате, так и в формате рабочих групп обсуждали тарифную политику, господдержку сельского хозяйства, промсборку автомобилей в РФ, доступ на российский рынок услуг иностранных поставщиков и многие другие вопросы.

В начале 2008 года российские власти полагали, что финал близок, однако из-за упорства главных партнеров по переговорам - Брюсселя и Вашингтона - сроки отодвинулись. Россия заявила, что будет вступать в ВТО вместе с партнерами по Таможенному союзу - Белоруссией и Казахстаном - и приостановила двусторонние переговоры, однако позже стороны решили их возобновить.

Вместе с тем, как заявлял глава департамента торговых переговоров Минэкономразвития РФ Максим Медведков, Россия не стала рекордсменом по продолжительности ведения переговоров по присоединению к ВТО, первенство - у Алжира, который присоединяется с 1987 года.

УСЛОВИЯ И ВЫГОДЫ

В рамках вступления в организацию РФ согласилась снизить средневзвешенную ставку импортных пошлин до 7,1% с нынешних 10,3%, в том числе на сельхозпродукцию - до 11,3% с нынешних 15,6%, на промышленные товары - до 6,4% с 9,4%. По оценкам Минэкономразвития, только устранение барьеров для российского экспорта после присоединения к ВТО создаст в стране до 40 тысяч рабочих мест.

Кроме того, максимальная сумма таможенных сборов за оформление товаров в РФ будет снижена в 3,3 раза, до 30 тысяч рублей с нынешних 100 тысяч рублей, а налогообложение российских и импортных товаров должно быть унифицировано с даты присоединения.

По словам Медведкова, членство в ВТО даст РФ ряд преимуществ. Например, от применения упрощенных таможенных процедур экономические операторы ежегодно получают выгоду в 900 миллиардов долларов в рамках мировой торговли, а в рамках России такая выгода составит 18 миллиардов долларов, приводил Медведков оценки ОЭСР.

По оценке Всемирного банка, вступление РФ в ВТО в течение трех лет будет приносить стране около 3,3% ВВП в год, а через десять лет - за счет позитивного влияния на инвестиционный климат - выгода может увеличиться до 11% ВВП (около 162 миллиардов долларов). Эти расчетные выгоды Россия будет получать каждый год, то есть они не будут разовыми, причем в выигрыше будут все регионы, однако в наибольшей степени выиграют те регионы, которые преуспеют в привлечении прямых иностранных инвестиций. По прогнозу ВБ, в наибольшем выигрыше окажутся Северо-Запад, включая Санкт-Петербург, и Дальний Восток.

Эксперты ВБ добавляют, что доходы среднестатистического российского домохозяйства могут увеличиться на 7,2% в год, при этом более чем у 99% домохозяйств прирост доходов составит от 2% до 25% каждый год. "Заработные платы квалифицированных специалистов и неквалифицированных рабочих, по оценкам, в среднесрочной перспективе вырастут примерно на 5% и 4% соответственно, а в долгосрочной перспективе - примерно на 17% и 13%. Квалифицированные работники и городское население должны выиграть больше, чем население в среднем, благодаря увеличению притока иностранных инвестиций в сектор бизнес-услуг, использующий в большом количестве квалифицированные кадры", - отмечается в докладе.

Сам Медведков говорил ранее о том, что федеральный бюджет РФ в последний год семилетнего переходного периода может недополучить около 230-240 миллиардов рублей из-за понижения таможенных пошлин, но вместе с тем, такие потери возможны при условии сохранения нынешних объемов торговли.

Представитель МЭР считает, что вероятность таких потерь невелика, так как в результате снижения пошлин возрастет объем торговли.

ЭКОНОМИКУ АДАПТИРУЮТ К ВТО

В последнее время правительство совместно с депутатами и бизнес-объединениями ведут активную проработку вопросов, связанных с адаптацией бизнеса к новым условиям работы по правилам ВТО.

Организована рабочая группа по законодательному обеспечению присоединения России к ВТО. Заседания разбиты по секциям, соответствующим отраслям экономики. Уже проведены встречи с представителями сельского хозяйства, сельхозмашиностроения, станкоинструментальной, легкой промышленности, нефтегазового комплекса, заслушаны вопросы технического регулирования и стандартизации, страхования и инвестиций.

Как заявлял ранее Медведков, обязательства РФ перед ВТО не имеют отношения к росту цен на энергоносители, не запрещают промышленные субсидии или другие формы государственной поддержки отраслей. Сохраняется возможность промышленных субсидий, так как подавляющее их большинство не противоречит нормам ВТО, а часть будет переформатирована. Также, по его словам, ВТО не открывает российский рынок труда, не мешает проводить социальную политику в тех формах, которые власти считают нужными. Также ВТО не запрещает ограждать российский рынок от проникновения вредных или опасных продуктов.

По словам директора департамента, те инструменты, которые есть у России и Таможенного союза, достаточно эффективны и способны снять угрозу, связанную со снижением уровня тарифной защиты российского рынка. Так, например, будет вестись мониторинг ввоза чувствительных товаров, и в случае стремительного роста импорта, есть возможность принять необходимые меры.

В свою очередь Белоусов заявлял, что основной эффект, который должно дать присоединения к ВТО - развитие конкуренции, что должно стимулировать эффективное производство в РФ. По его словам, адаптация экономики к условиям ВТО - это не увеличение госпомощи, а мотивация для развития российских компаний.

В то же время, по словам Белоусова, государство сможет оказывать поддержку предприятиям и отраслям, которая в ряде случаев в соответствии с обязательствами по ВТО выше нынешнего уровня. Таким образом, размер этой помощи будет зависеть от финансовых возможностей российского бюджета.

По его словам, также есть возможность поддерживать российское производство через госзаказ, предоставляя предприятиям определенные преференции, применять различные антидемпинговые и специальные защитные меры, субсидирование.

Белоусов добавил, что переформатирование программ поддержки отраслей необходимо списать в бюджетный цикл и реализовать до сентября. Кроме того, в ближайшее время предстоит выбрать наиболее важные из почти 100 мероприятий по адаптации, предложенные регионами, отраслевыми союзами, депутатами Госдумы.

Эти меры, по его словам, носят более длительный характер, затрагивают и 2013 год. Они должны быть отобраны в зависимости от чувствительности отраслей к снижению таможенных пошлин и имплементации обязательств перед ВТО.

Кроме того, совместно с бизнесом готовится ряд мер, которые Россия намерена принять сразу после присоединения, в частности, о ликвидации дискриминационных ограничений для российских поставщиков на внешних рынках, а также новые правила, которые будут предложены для всех участников ВТО.