Госдума одобряет дифференцированные меры контроля за оборотом наркотиков
3 июля 2012 года
Госдума на заседании во вторник приняла в первом чтении правительственный законопроект о введении дифференцированных мер контроля за оборотом наркотиков и их прекурсоров.
Документ был разработан Федеральной службой РФ по контролю за оборотом наркотиков и вносит поправки в Кодекс об административных правонарушениях (КоАП).
В настоящее время закон о совершенствовании контроля за оборотом прекурсоров, наркотиков и психотропных веществ устанавливает дифференцированные меры контроля за их оборотом, разделяя эти вещества на три категории в зависимости от степени их общественной опасности в незаконном обороте. В 2011 году была введена четвертая категория прекурсоров, оборот которых запрещен, за исключением их использования в научных и учебных целях, экспертной деятельности, а также оперативно-розыскной деятельности.
Действующая же редакция статьи 6.16 КоАП не учитывает принцип дифференциации мер контроля в отношении прекурсоров различных категорий и различную степень опасности их использования в незаконном обороте, устанавливая одинаковые меры ответственности за правонарушения, связанные с их оборотом, говорится в пояснительной записке к законопроекту.
Принятый в первом чтении законопроект предлагает диверсифицировать ответственность за нарушение правил оборота разных групп прекурсоров, усилив наказание по одной категории наркотиков и прекурсоров, сохранив по другой и смягчив по третьей.
ВИДЫ НАРКОТИЧЕСКИХ СРЕДСТВ И ПРЕКУРСОРОВ
ФСКН установил перечень наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, подлежащих контролю в РФ, который состоит из нескольких списков. Список I содержит перечень наркотических средств и психотропных веществ, запрещенных к обороту в РФ.
Список II представляет собой перечень наркотических средств и психотропных веществ, оборот которых в РФ ограничен и в отношении которых устанавливаются меры контроля.
Список III содержит перечень психотропных веществ, оборот которых в РФ ограничен и в отношении которых допускается исключение некоторых мер контроля.
Список IV содержит перечень прекурсоров, оборот которых в РФ ограничен и в отношении которых устанавливаются меры контроля. Этот список в свою очередь разделен на три таблицы. Перваяиз них содержит прекурсоры, оборот которых в РФ ограничен и в отношении которых устанавливаются особые меры контроля. Вторая таблица содержит перечень прекурсоров, оборот которых в РФ ограничен и в отношении которых устанавливаются общие меры контроля. В третьей таблице содержится перечень прекурсоров, оборот которых в РФ ограничен и в отношении которых допускается исключение некоторых мер контроля.
МЕРЫ ОТВЕТСТВЕННОСТИ
Принятые Госдумой в первом чтении поправки в КоАП устанавливают, что нарушение правил производства, изготовления, переработки, хранения, учета, отпуска, реализации, распределения, перевозки, приобретения, использования, ввоза, вывоза либо уничтожения наркотических средств, психотропных веществ и внесенных в список I и таблицу I списка IV перечня наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, подлежащих контролю в Российской Федерации, а также растений, содержащих наркотические средства или психотропные вещества либо их прекурсоры, а равно непредставление в государственный орган предусмотренной законом отчетности о деятельности, связанной с их оборотом - будет наказываться штрафом на юрлиц в размере от 200 тысяч до 400 тысяч рублей либо административным приостановлением деятельности на срок до 90 суток.
Те же действия, совершенные в отношении прекурсоров наркотических средств и психотропных веществ, внесенных в таблицу II списка IV - будут наказываться штрафом на юрлиц в размере от 100 тысяч до 200 тысяч рублей либо административным приостановлением деятельности на срок до 90 суток.
Аналогичные действия, совершенные в отношении прекурсоров наркотических средств и психотропных веществ, внесенных в таблицу III списка IV - будут наказываться штрафом на юрлиц в размере от 50 тысяч до 100 тысяч рублей с конфискацией прекурсоров наркотических средств и психотропных веществ или без таковой.
В то же время действующее законодательство требует представления в соответствующий госорган отчетности о деятельности, связанной с оборотом подобных веществ. При этом меры ответственности за непредставление, несвоевременное представление, представление в неполном объеме или в искаженном виде этих сведений также не имеют дифференциации и не отвечают степени опасности правонарушений, говорится в документе.
Также по закону индивидуальные предприниматели имеют право осуществлять деятельность, связанную с оборотом прекурсоров, внесенных в четвертый список перечня. Однако КоАП не относит ИП к субъектам ответственности за нарушение правил оборота прекурсоров, поэтому в примечании к статье 6.16 КоАП законопроектом предлагается установить ответственность индивидуальных предпринимателей за указанные правонарушения.