Fitch снизило рейтинг "Совкомфлота" на одну ступень - до "BB+", прогноз негативный
6 июля 2012 года

Международное рейтинговое агентство Fitch в четверг понизило долгосрочный рейтинг дефолта эмитента (РДЭ) крупнейшей российской судоходной компании ОАО "Совкомфлот" на одну ступень - до "BB+" с "BBB-", прогноз по рейтингу - негативный, говорится в сообщении агентства.

Снижение рейтинга стало последствием ухудшением прогнозов по финансовым показателям компании.

"Понижение рейтингов отражает дальнейшее ухудшение прогнозных финансовых показателей "Совкомфлота", - говорится в сообщении Fitch.

Негативный прогноз указывает на сохранение неопределенности относительно сроков рекапитализации компании, поступлений, которые будут реинвестированы, и способности компании снижать отношение заемного капитала компании к собственным средствам. Агентство указывает, что имеется потенциал понижения рейтингов более чем на один уровень с учетом числа рисков, которым подвержена компания, и ограниченного на сегодня запаса прочности по финансовым показателям.

Ранее на этой неделе другое крупнейшее рейтинговое агентство Standard & Poor's понизило долгосрочный рейтинг "Совкомфлота" на ступень - до "BB+" с "BBB-", однако прогноз по рейтингу - стабильный.

Рейтинги "Совкомфлота" отражают самостоятельную кредитоспособность компании и поддержку со стороны единственного акционера - РФ: 100% акций "Совкомфлота" находятся в прямой собственности государства, и стратегические и операционные связи с материнской структурой расцениваются агентством как "относительно сильные".

"Рейтинги предполагают, что государство сохранит мажоритарную собственность в компании в среднесрочной перспективе", - говорится в сообщении. При этом ранее в июне правительство РФ обнародовало планы по приватизации крупных активов: в 2012-2013 годах планируется приватизировать 50% минус одну акцию "Совкомфлота".

"Fitch ожидало получить больше ясности в течение предыдущих нескольких месяцев, и, несмотря на недавние заявления российского правительства, агентство считает менее вероятным, что приватизация и реинвестирование поступлений произойдут в конце четвертом квартале 2012 года или в начале 2013 года, как было изначально заложено в рейтинговом сценарии. Хотя "Совкомфлот" имеет высокую приоритетность в государственном плане приватизации, сложные фундаментальные факторы в отрасли могут привести к откладыванию IPO до второй половины 2013 года, когда прогнозируется восстановление рынков", - говорится в сообщении.

Fitch ожидает, что превышающий прогнозы объем капвложений "Совкомфлота" окажет дополнительное давление на генерирование свободного денежного потока. Кроме того, отмечают эксперты, по-прежнему имеется ограниченная ясность по поводу сроков рекапитализации "Совкомфлота", что является "фундаментальным фактором для способности компании снижать левередж в краткосрочной перспективе".

Согласно расчетам Fitch, в компанию необходимо реинвестировать как минимум 800 миллионов долларов, чтобы показатели кредитоспособности улучшились до уровней, соответствующих текущему рейтингу.

"По оценкам Fitch, капвложения в сумме составят около 2,1 миллиарда долларов в течение следующих четырех лет, и какие-либо дальнейшие повышения капвложений, если это не будет сопровождаться улучшением фрахтовых ставок, вероятно, будут негативными для рейтинга компании", - говорится в сообщении. При этом Fitch считает, что "Совкомфлот" использует благоприятные возможности для приобретения судов в условиях снижения цен на активы на рынке, а также что компания намерена формировать более специализированный парк судов. Это, по мнению экспертов Fitch, должно позволить "Совкомфлоту" "сфокусироваться на более прибыльных сегментах, таких как перевозки СПГ и услуги для шельфовых проектов с более длинными сроками контрактов".

В то же время преимущества данной стратегии не проявятся в ближайшее время, и в краткосрочной перспективе компания будет сталкиваться с непростой ситуацией в области фрахтовых ставок, несмотря на благоприятные, но носящие сезонный характер ставки, наблюдавшиеся в первом квартале текущего года, считают эксперты.

"Значимое улучшение фрахтовых ставок не ожидается до 2013 года при допущении, что не будет второго витка рецессии", - считают эксперты.

При этом рейтинги компании продолжают поддерживаться доминирующей позицией компании на российском рынке танкерных перевозок и ее важной ролью в рамках энергетической стратегии России. Стратегические связи "Совкомфлота" с государством обеспечивают наличие растущего рынка для бизнеса компании и возможность получения компанией финансовой поддержки. Присутствие компании на спотовом рынке может быть благоприятным моментом при более сильной рыночной конъюнктуре и негативным фактором в периоды стресса на рынках. По настоящее время снижение текущих фрахтовых ставок не оказало существенного воздействия на сбалансированную стратегию фрахта у компании. Крупная доля контрактов Совкомфлота остается долгосрочными. Средний срок службы судов у "Совкомфлота" составляет около семи лет, что ниже среднерыночных значений, говорится в сообщении.

ОАО "Совкомфлот" - один из ведущих мировых энергетических перевозчиков. В составе флота - более 150 судов общим дедвейтом 11,8 миллиона тонн, 14 строящихся суден общим дедвейтом около 1,6 миллиона тонн. Государству принадлежит 100% акций компании.