Госдума приняла закон о налогообложении процентов по евробондам
6 июня 2012 года

Госдума на пленарном заседании в среду приняла во втором чтении и в целом закон о налогообложении процентов по евробондам.

Проект закона, принятый в первом чтении, вносил поправки в четвертый пункт статьи 76 и второй пункт статьи 86 Налогового кодекса, согласно которым предусматривается обязанность налоговых органов направлять в банк и решения о приостановлении операций по счетам, и мотивированные запросы на предоставление справок о наличии счетов в банке или об остатках денежных средств на счетах, выписок по операциям на счетах организаций (индивидуальных предпринимателей) только в электронном виде.

Порядок направления в банк мотивированного запроса налогового органа в электронном виде будет устанавливать ЦБ РФ по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов.

Ко второму чтению в документ были внесены поправки, согласно которым российские эмитенты освобождаются от обязанностей налогового агента по налогу на прибыль в части процентных выплат держателям обращающихся облигаций, зарегистрированным в странах, с которыми у РФ есть договор об избежании двойного налогообложения. Ранее депутатами предполагалось сделать данную норму бессрочной. Однако против предложения выступили представители Минфина.

В результате 6 июня, уже после рассмотрения законопроекта во втором чтении на пленарном заседании Госдумы, было проведено внеплановое заседание комитета Госдумы по бюджету и налогам, на котором депутаты приняли решение вернуть законопроект к процедуре второго чтения и внести в него правительственную поправку, согласно которой данное положение будет распространяться на выплаты по облигациям, выпущенным только до 1 января 2014 года.

Как пояснил замминистра финансов Сергей Шаталов, принимавший участие в заседании комитета, в соответствии с рекомендациями ОЭСР Россия имеет право облагать такие доходы налогами, поэтому делать норму об их освобождении от налогов нецелесообразно. По словам Шаталова, в течение года правительство "сформулирует свою позицию относительно того, каким образом будут облагаться налогами такие доходы".

В соответствии с документом, обращающимися облигациями признаются облигации и иные долговые обязательства, прошедшие процедуру листинга или допущенные к обращению на одной или нескольких иностранных фондовых биржах, и (или) учет прав на которые осуществляется депозитарно-клиринговыми организациями. Устанавливается, что иностранные фондовые биржи и депозитарно-клиринговые организации должны быть включены в перечень, утверждаемый федеральным органом исполнительной власти (ФСФР) по согласованию с Минфином РФ.

Закон будет распространяться на правоотношения по исчислению и удержанию налога с доходов иностранных организаций, возникшие после 1 января 2007 года.

БАНКОВСКАЯ ТАЙНА

Ко второму чтению в проект закона также было внесено положение, согласно которому банки обязаны выдавать налоговым органам информацию по счетам организаций, индивидуальных предпринимателей и физических лиц в течение трех дней со дня получения мотивированного запроса.

Устанавливается, что информацию по счетам организаций и индивидуальных предпринимателей налоговые органы также могут получать в рамках проведения налогового контроля, а также в случаях вынесения решения о взыскании налога, приостановлении операций по счетам, приостановлении переводов электронных денежных средств.

Налоговыми органами также может быть запрошена информация по счетам и вкладам организаций, индивидуальных предпринимателей и физических лиц на основании запросов иностранных банков в случаях, предусмотренных международными соглашениями.

При этом на заседании комитета, вопреки мнению правительства РФ, была отклонена поправка, обязывающая банки предоставлять информацию о банковских счетах физических лиц в рамках налогового контроля.