Госдума планирует рассмотреть законопроект о налогообложении процентов по евробондам
5 июня 2012 года

Госдума на пленарном заседании во вторник планирует рассмотреть во втором чтении законопроект о налогообложении процентов по евробондам.

Госдума должна была рассмотреть законопроект во втором чтении на пленарном заседании 25 мая. Депутаты, несмотря на возражения правительства РФ, оставили законопроект в повестке заседания, однако вечером 25 мая все же решили отложить второе чтение документа.

Минфин рассчитывает, что правительство и Госдума все же выработают компромиссное решение по законопроекту о налогообложении операций по евробондам. Тридцатого мая статс-секретарь ведомства, замминистра финансов Сергей Шаталов заявил: "Я думаю, что в ближайшее время - недели две - будет принято решение по этому поводу".

Законопроект, принятый в первом чтении, вносил поправки в четвертый пункт статьи 76 и второй пункт статьи 86 Налогового кодекса, согласно которым предусматривается обязанность налоговых органов направлять в банк и решения о приостановлении операций по счетам, и мотивированные запросы на предоставление справок о наличии счетов в банке или об остатках денежных средств на счетах, выписок по операциям на счетах организаций (индивидуальных предпринимателей) только в электронном виде.

Порядок направления в банк мотивированного запроса налогового органа в электронном виде будет устанавливать ЦБ РФ по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов.

НАЛОГООБЛОЖЕНИЕ ПО ЕВРОБОНДАМ

Ко второму чтению в законопроект были внесены поправки, согласно которым российские эмитенты освобождаются от обязанностей налогового агента по налогу на прибыль в части процентных выплат держателям обращающихся облигаций, зарегистрированным в странах, с которыми у РФ есть договор об избежании двойного налогообложения.

Эмитенты освобождаются от обязанностей налогового агента в случае выплаты процентных доходов по долговым обязательствам перед иностранными организациями при соблюдении трех условий: долговые обязательства возникли в связи с размещением иностранными организациями обращающихся облигаций; иностранные организации, которым выплачиваются процентные доходы по долговым обязательствам, на дату выплаты процентного дохода имеют постоянное местонахождение в государствах, с которыми РФ имеет соглашения об избежании двойного налогообложения. Данный порядок также применяется к доходам, которые выплачиваются российской организацией на основании поручительства, гарантии или иного обеспечения, предоставленного по долговым обязательствам перед иностранной организацией по соответствующим облигациям.

Обращающимися облигациями признаются облигации и иные долговые обязательства, прошедшие процедуру листинга или допущенные к обращению на одной или нескольких иностранных фондовых биржах, и (или) учет прав, на которые осуществляется депозитарно-клиринговыми организациями.

Законопроектом устанавливается, что иностранные фондовые биржи и депозитарно-клиринговые организации должны быть включены в перечень, утверждаемый федеральным органом исполнительной власти (ФСФР) по согласованию с Минфином РФ.

Предполагается, что закон будет распространяться на правоотношения по исчислению и удержанию налога с доходов иностранных организаций, возникшие после 1 января 2007 года.

Как пояснял ранее министр финансов РФ Антон Силуанов, держатели евробондов не будут освобождены от налога, как и сейчас. Он отметил, что если держатели российские, то они будут платить налог по российскому законодательству. Если держатели евробондов - организации, которые зарегистрированы в чистых, белых юрисдикциях, с которыми у нас есть соглашение об избежании двойного налогообложения, то они будут там платить.

БАНКОВСКАЯ ТАЙНА

Ко второму чтению в законопроект также было внесено положение, согласно которому банки обязаны выдавать налоговым органам информацию по счетам организаций, индивидуальных предпринимателей и физлиц в течение 3 дней со дня получения мотивированного запроса.

Устанавливается, что информацию по счетам организаций и индивидуальных предпринимателей налоговые органы также могут получать в рамках проведения налогового контроля, а также в случаях вынесения решения о взыскании налога, приостановлении операций по счетам, приостановлении переводов электронных денежных средств.

Также налоговыми органами может быть запрошена информация по счетам и вкладам организаций, индивидуальных предпринимателей и физлиц на основании запросов иностранных банков в случаях, предусмотренных международными соглашениями.

На заседании комитета вопреки мнению правительства РФ была отклонена поправка, обязывающая банки предоставлять информацию о банковских счетах физлиц в рамках налогового контроля. Как заявил глава комитета Госдумы по бюджету и налогам Андрей Макаров, авторы поправки не смогли объяснить, зачем налоговым органам нужна такая информация. При этом поправка, по мнению депутата, могла бы подорвать доверие граждан к банковской системе.

Поправку, предложенную Правительством, поддержала "Справедливая Россия". По мнению первого зампреда комитета Госдумы по бюджету и налогам Оксаны Дмитриевой, "на первой стадии можно ограничить, на кого это будет распространяться", то есть сначала распространить действие данной нормы на чиновников всех уровней, работников правоохранительных органов, руководителей автономных бюджетных учреждений, руководителей и служащих госкомпаний и госкорпораций, а также на членов их семей.