Газпромбанк хочет привлечь руководство "ТагАЗа" к уголовной ответственности
4 июня 2012 года
ОАО "Газпромбанк" (ГПБ), один из крупнейших кредиторов ООО "Таганрогский автомобильный завод" ("ТагАЗ"), обратился в Следственный комитет (СК) России с просьбой провести проверку в отношении руководства и менеджмента предприятия, а также аффилированных лиц, и при наличии оснований принять решение о возбуждении против них уголовного дела. Письмо на имя председателя СК Александра Бастрыкина направил первый вице-президент, член правления банка Александр Шмидт (копия письма имеется в распоряжении агентства "Прайм").
В письме ГПБ настаивает на том, что необходимо проверить наличие в действиях руководства "ТагАЗа" признаков составов преступлений, предусмотренных частью 4 статьи 159 ("Мошенничество"), частью 1 статьи 195 ("Неправомерные действия при банкротстве") и частью 1 статьи 201 ("Злоупотребление полномочиями") УК РФ.
ДОЛГ ПЕРЕД ГПБ
По данным ГПБ, по состоянию на 1 февраля 2012 года задолженность "ТагАЗа" перед банком превысила 2,8 миллиарда рублей, в том числе по основному долгу кредитных обязательств - 1,854 миллиарда рублей, задолженность по аккредитивам - 909 миллионов рублей. Вся указанная задолженность является просроченной.
В письме в СК Шмидт подчеркивает, что несмотря на финансовые трудности предприятия, ГПБ на протяжении 2009-2011 годов неоднократно принимал меры по его обеспечению необходимыми оборотными средствами, реструктуризации задолженности. При этом ГПБ осуществлял рефинансирование и дополнительное финансирование "ТагАЗа", руководствуясь представляемыми сведениями о положительной и позитивной динамике его развития.
"Между тем все усилия банка по поддержке ООО "ТагАЗ" не пошли впрок и не принесли заметного результата ввиду практически явного сопротивления со стороны руководства ООО "ТагАЗ", - подчеркивается в письме.
НЕПРАВОМЕРНЫЕ ДЕЙСТВИЯ ПРИ БАНКРОТСТВЕ
В соответствиями с положениями ч. 1 ст. 195 УК РФ "Сокрытие имущества, имущественных прав или имущественных обязанностей, сведений об имуществе, о его размере, местонахождении либо иной информации об имуществе, имущественных правах или имущественных обязанностях, передача имущества во владение иным лицам, отчуждение или уничтожение имущества, а равно сокрытие, уничтожение, фальсификация бухгалтерских и иных учетных документов, отражающих экономическую деятельность юридического лица или индивидуального предпринимателя, если эти действия совершены при наличии признаков банкротства и причинили крупный ущерб" образует состав преступления - неправомерные действия при банкротстве.
Шмидт подчеркивает, что банк как раз и столкнулся с тем, что руководство "ТагАЗа", зная о предбанкротном состоянии предприятия, скрыло сведения об имуществе и совершило отчуждение залогового имущества, игнорируя при этом свои кредитные обязательства. Еще в начале апреля "ТагАЗ" обратился в арбитражный суд Ростовской области с иском о банкротстве. Суд принял заявление к рассмотрению и назначил заседание на 24 апреля, однако потом отложил его на 21 мая, а позднее - на 4 июня.
В письме говорится, что в течение длительного времени руководство предприятия не предоставляло банку документы для проверки предмета залога, а также уклонялось от его демонстрации для осмотра (последний визуальный осмотр сотрудниками филиала банка проводился в конце октября 2011 года).
Провести очередную проверку банку удалось лишь в конце февраля текущего года. В ходе нее было установлено, что большая часть залогового имущества (в виде товаров в обороте) реализована, однако полученные средства не были перечислены в счет погашения кредитных обязательств, а "были потрачены по своему усмотрению". Более того, актами проверки установлено, что в книге записи залогов "ТагАЗа" на 21 февраля 2012 года вообще отсутствуют данные о предметах залога по договорам, заключенным с ГПБ.
МАНИПУЛЯЦИИ И ФАЛЬСИФИКАЦИИ
В ГПБ уверены, что намеренно проводились манипуляции с акциями ОАО "Таганрогский комбайновый завод" (ТКЗ) для фиктивного увеличения стоимости собственных активов. В письме сообщается, что в декабре 2009 года акции ТКЗ балансовой стоимостью 4,072 миллиарда рублей были проданы руководством "ТагАЗа" компаниям-нерезидентам - Pemberton Establishment (Лихтенштейн) и Sapor Invest Inc. (BVI). Однако в том же месяце акции были выкуплены обратно по цене, на 70% превышающей балансовую стоимость актива. В результате продажи и обратной покупки акций ТКЗ активы "ТагАЗа" к концу 2009 года искусственно выросли, а размер нераспределенного убытка сократился на 3,1 миллиарда рублей.
По мнению Шмидта, "нельзя исключить того, что целью реализации акций ООО "ТКЗ" являлось искусственное улучшение финансового результата и финансовой отчетности, в том числе с целью введения в заблуждение кредиторов относительно финансового состояния ООО "ТагАЗ".
"Таким образом, налицо фальсификация бухгалтерских и иных учетных документов, отражающих экономическую деятельность юридического лица, что также образует состав преступления, предусмотренного ч. 1 ст. 195 УК РФ", - говорится в письме.
В нем отмечается, что руководство и бенефициары "ТагАЗа", получив кредиты от ГПБ, придумали различные схемы по их выводу на подконтрольные предприятия и последующему присвоению денежных средств.
"Если оценивать сделки по купле-продаже акции ТКЗ с точки зрения экономической обоснованности, то можно прийти к умозаключению о выводе активов и денежных средств с использованием определенных схем по субсидированию деятельности аффилированных организаций, в том числе иностранных, за счет денежных средств, предоставленных, в том числе, "Газпромбанком", - считает Шмидт. А хищение чужого имущества или приобретение прав на чужое имущество путем обмана или злоупотребления доверием в соответствии со статьей 159 образует состав преступления - мошенничество.
Также согласно представленным "Газпромбанку" от "ТагАЗа" бухгалтерским сведениям, его финансовое положение улучшилось в конце 2009-2010 годов, когда предприятием якобы была получена прибыль свыше 100 миллионов рублей, активы значительно выросли. Однако выяснилось, что улучшение финансового результата было "бумажным", связанным с переносом части убытков на специально созданное для этих целей ООО "ТагАвтоПром".
До июля 2010 года ООО "ТагАЗ" представляло собой единый производственно-сбытовой комплекс. С июля 2010 года производство автомобилей стало осуществлять ООО "ТагАвтоПром", через ООО "ТагАЗ" же обеспечиваются закупки комплектующих и реализация готовой продукции.
"В результате перевода производственных функций на ООО "ТагАвтоПром" компанией получена прибыль в 102,071 миллиона рублей. Положительный результат сложился в результате превышения суммы начисленной арендной платы над суммой расходов на сборку автомобилей по методу начисления. За 2010 год само ООО "ТагАвтоПром" получило убыток в размере 369,021 миллиона рублей (то есть по сути убытки все равно в три раза превысили прибыль) ", - подчеркивается в документе.
ЗЛОУПОТРЕБЛЕНИЕ ПОЛНОМОЧИЯМИ
В ГПБ видят в действиях руководства предприятия и признаки преступления, предусмотренные ч. 1 ст. 201 УК РФ ("Использование лицом, выполняющим управленческие функции в коммерческой или иной организации, своих полномочий вопреки законным интересам этой организации и в целях извлечения выгод и преимуществ для себя или других лиц либо нанесения вреда другим лицам, если это деяние повлекло причинение существенного вреда правам и законным интересам граждан или организаций либо охраняемым законом интересам общества или государства" - ред.).
В ГПБ полагают, что предприятие закупает машинокомплекты от компании Chery (для последующей сборки и продажи) по завышенным ценам.
"Дело в том, что в 2010 году наблюдается резкая переориентация предприятия на выпуск техники китайских производителей", - говорится в письме Шмидта в СК.
Несмотря на то что от компании Hyundai (с которой ранее сотрудничал "ТагАЗ") поступают машинокомплекты для 7 моделей автомобилей (среди них такие популярные модели как Accent, Porter, County), начиная с 2010 года "ТагАЗ" у корейского концерна стали закупать вдвое меньше продукции, чем у китайского концерна. При этом в 2010 году корейский концерн высказал пожелание продолжить сотрудничество с заводом, а руководитель российского подразделения добавил, что заводу были предоставлены ценовые льготы на машинокомплекты.
"Вышеизложенная ситуация со странной сменой делового партнера наносит ущерб не только интересам ГПБ, но и интересам самого ООО "ТагАЗ" в целом", - уверен Шмидт.
На данный момент комментариями "ТагАЗа" агентство "Прайм" не располагает.
ФИНАНСОВОЕ ПОЛОЖЕНИЕ
По состоянию на 30 сентября 2011 года активы ООО "ТагАЗ" составили 23,627 миллиарда рублей (отчет по анализу финансово-хозяйственной деятельности за девять месяцев 2011 года также имеется в распоряжении агентства "Прайм"). Основная часть обязательств приходится на долгосрочные кредиты и займы - 18,101 миллиарда рублей (62%) и кредиторскую задолженность - 10,106 миллиарда рублей (37%).
При этом чистые активы "ТагАЗа" на отчетную дату составили минус 5,450 миллиарда рублей, что существенно меньше размера уставного капитала (3,319 миллиарда рублей).
Согласно отчету, чистая прибыль ООО "ТагАЗ" за девять месяцев 2011 года составила 166,849 миллиона рублей в сравнении с убытком за 2010 год в размере 497,854 миллиона рублей, что вызвано увеличением выручки за счет доходов от перевода производственных функций на ООО "ТагАвтоПром".
Выручка составила 10,732 миллиарда рублей (в 2010 году - 14,148 миллиарда рублей); валовая прибыль - 1,217 миллиарда рублей (против 110,75 миллиона рублей в 2010 году); прибыль от продаж - 927,079 миллиона рублей (против убытка в 710,940 миллиона рублей в 2010 году).