Депутат-инициатор поправок к закону "О рекламе" не против объединения правок с оппонентами
25 июня 2012 года

Заместитель председателя комитета Государственной Думы по экономической политике, инновационному развитию и предпринимательству Виктор Звагельский ("Единая Россия") считает возможным объединение инициированных им поправок к закону "О рекламе" и новелл первоначального законопроекта депутатов Иосифа Кобзона и Владимира Комоедова ("Единая Россия"), заявил в понедельник Звагельский в ходе заседания делового клуба .

Решением председателя комитета Госдумы по экономической политике инновационному развитию и предпринимательству Игоря Руденского, для ускорения принятия поправок к закону "О рекламе" создается рабочая группа, которая и займется выработкой законопроекта, основывающегося на уже имеющихся законотворческих инициативах. Возглавит рабочую группу Звагельский.

"Думаю, что в ближайшее время у нас пройдет первое заседание, и мы постараемся найти какие-то точки соприкосновения, но на самом деле, если вы составите сравнительную таблицу, сопоставляющую законопроект Кобзона-Комоедова и тот проект, который мной инициирован, то увидите, что там не много кардинальных различий", - сказал он. Как отметил Звагельский, долгого заседания рабочей группы не будет, и в любом случае к концу сентября планируется выйти к процедуре первого чтения законопроекта в Госдуме.

РАЗНИЦА В ПРОЕКТАХ

Законопроект Звагельского, инициированный департаментом СМИ и рекламы Москвы, предусматривает продление без конкурса на 2 года истекающих у операторов договоров аренды рекламных мест, а в дальнейшем изменение сроков заключения договоров на установку и эксплуатацию рекламной конструкции с 5 до 15 лет. С аналогичными инициативами ранее выступали крупнейшие операторы рынка наружной рекламы.

Также в законопроекте Звагельского предусмотрены запрет на распространение рекламы, наносимой на тротуар, автодороги, здания и остановки общественного транспорта, упрощена процедура демонтажа незаконно установленных конструкций и повышена ответственность граждан и юрлиц за нарушения соответствующего законодательства. Два законопроекта частично пересекаются в том, что касается введения схемы размещения рекламных конструкций и специальной единой формы договора на размещение рекламоносителей. На данный момент законопроект Звагельского ожидает отзыва правительства.

Поправки Кобзона-Комоедова предусматривают поддержку малого и среднего бизнеса. Согласно проекту, размещение объектов наружной рекламы в России должны будут осуществляться строго в соответствии со схемами, разрабатываемыми специально для каждого муниципального образования и согласуемыми со всеми заинтересованными ведомствами.

Законопроект предлагает запретить торги за право установки конструкций, не указанных в утвержденной схеме размещения. Депутаты предлагают закрепить за субъектами малого и среднего бизнеса не менее 60% всех рекламных конструкций (включая вывески) и предоставить малому и среднему бизнесу возможность продлить ранее заключенные договоры на установку рекламоносителей. Документ получил положительные отзывы правительства РФ, руководителей и глав законодательных собраний 82 субъектов РФ, Торгово-промышленной и Общественной палат, Союза архитекторов и ряда других организаций.

ТРУДНОСТИ СОГЛАСОВАНИЯ

"Основное непонимание, где нам будет сложно найти компромисс, - это то, что в законе Кобзона-Комоедова, - в том что касается размещения рекламного продукта, монтажа рекламных конструкций, аренды и покупки биллбордов, - там есть желание в очередной раз дать преференции малому бизнесу", - заявил Звагельский. Он добавил, что выступает за малый бизнес и во всех остальных случаях готов его поддержать, но не понимает, какие могут быть преференции малому бизнесу, если компания берет в аренду биллборд или ставит рекламную конструкцию.

"Когда мы говорим о малом бизнесе в сфере производства, то я это понимаю, но давать преференции той части малого бизнеса, которая просто должна без аукциона на каких-то льготных правах забирать биллборд в центре Москвы и иметь преимущество перед другим бизнесом - мне кажется, это не очень корректно", - пояснил Звагельский, добавив, что именно в этом пункте ему представляется трудноосуществимым достижение компромисса. Однако он отметил, что хотя лично он выступает против данной меры, это еще не означает, что данное предложение не пройдет, так как рабочая группа создана именно для того, чтобы выработать консолидированное решение по законопроекту.

Относительно обязательности выработки схем размещения наружной рекламы, отсутствующей в его законопроекте и присутствующей у Кобзона-Комоедова, Звагельский сказал, что он дискутировал на эту тему с департаментом по СМИ и рекламе Москвы и не получил от них ответа, почему они не настаивают на обязательности данной меры. "Они не дали мне вразумительного ответа, и я по большому счету думаю, что этот пункт мы можем обсудить, и мы не против него", - сказал он.

ВОПРОС ОТСРОЧЕК ОБСУЖДАЕТСЯ

Также он отметил, что вопрос изменения срока заключения договоров на установку и эксплуатацию рекламной конструкции с 5 до 15 лет также является дискуссионным.

"Там не написано, что это обязательно увеличится до 15 лет - там на срок от пяти до 15 лет, но я здесь другого опасаюсь - коррупциогенной составляющей, которая может быть в недрах тех организаций, которые заключают договора с рекламщиками, а это как раз департаменты рекламы различных уровней", - сказал депутат. По его словам, если департаменты сами будут выбирать, с кем заключать договор на пять лет, а с кем на 15 лет, то это прямая коррупционная норма.

"Я не против того, что эта цифра будет принята именно в том виде, в котором она есть у Кобзона-Комоедова, то есть останется на пять лет, но, опять же, мы будем обсуждать это в рамках рабочих групп, потому что я так и не услышал объяснений от департамента СМИ и рекламы, почему они так настаивают на 15-летним сроком", - пояснил Звагельский. По его словам, предложение увеличить диапазон сроков договор поступило со стороны крупных игроков рекламного рынка РФ, обладающих большим количеством рекламных конструкций.

"Когда мы опираемся на этот срок - до 15 лет, мы говорим что здесь действительно в первую очередь отражаются интересы самых крупных игроков, не потому что у них конструкции дорогие, а потому что их очень много", - сказал он, отметив, что это чистое отражение интересов крупного бизнеса представляется ему не совсем правильным.