Жесткие меры полиции Британии в отношении протестующих допустимы в крайнем случае
22 мая 2012 года
Британские полицейские должны обеспечивать мирное проведение массовых протестов, оставляя суровые меры воздействия на крайний случай, когда протестующие начинают наносить физический ущерб и нарушать закон, считают парламентарии и организаторы массовых акций в Лондоне.
НЕ "КОТЛОМ", ТАК ТВИТТЕРОМ
Британский парламентский комитет по правам человека подготовил доклад с участием ряда общественных организаций и полиции по итогам громких акций протеста в 2010-11 годах, в частности студенческих демонстраций против повышения платы за обучение в вузах.
Особое беспокойство парламентариев вызвала тактика "котла" (англ. - kettle), когда демонстранты, особенно в случае несанкционированного расползания протеста, берутся в плотное кольцо полицейского оцепления на долгий период времени, обычно несколько часов. Также были вопросы о соразмерности применения силы, в частности резиновых дубинок, в отношении демонстрантов и внедрение замаскированных "полицейских агентов" в ряды митингующих.
"Мы считаем, что демонстранты и организаторы протестов должны осознавать свою ответственность за то, что, если они не могут обеспечить мирное течение протеста, то полиция должна принять меры, но пока нет четкой ясности об уровне или серьезности насилия, которое должно произойти для введения в действие тактики "котла", - отмечается в докладе. Все эти вопросы подлежат дальнейшей кодификации и нормативному регулированию.
Парламентарии также выразили озабоченность отсутствием возможности мирных протестующих, а также инвалидов или нуждающихся в дополнительной помощи людей покинуть оцепление, получить доступ к воде, еде, туалету, медицинской помощи.
"Мы, однако, рады, что Столичная полиция Лондона изменила свою методику тренинга офицеров и посвящает целый день правилам и параметрами пропорционального применения силы... Мы были удивлены тем, что не существовало никаких специальных указаний по обоснованию применения резиновых дубинок... и рекомендуем, чтобы было разработано детальное руководство на этот счет", - отмечается в докладе.
Наконец, парламентский комитет приветствовал инициативу Скотланд-ярда активнее взаимодействовать с протестующими через распространение печатных материалов, а также через социальные медиа, такие как Тwitter.
"Мы также рекомендуем организаторам будущих демонстраций обеспечить коммуникации между ними и протестующими, особенно в части маршрута шествий и его изменений, и использовать для этого все возможности социальных медиа", - говорится в докладе.
Тем не менее, остается немало вопросов, которые еще требуют решения, и прежде всего они касаются реагирования полиции на несанкционированные акции протеста, включая занятие различных объектов активистами-"оккупантами" и беспорядки, устраиваемые членами так называемых "групп действия", направленных на нанесение материального ущерба. Однако все недавние акции подобного рода в Лондоне рассматривались исключительно через призму криминальной юстиции, судьбу "оккупантов" и нарушителей общественного порядка решали судебные инстанции.
УВЕДОМЛЕНИЕ БЕЗ ВРУЧЕНИЯ
О конструктивном настрое взаимодействия с лондонской полицией рассказывают и организаторы протестов в русскоязычной общине Лондона. Лидер движения "Говорите громче" Андрей Сидельников, который устраивает регулярные общественные акции, подобные российским, в Лондоне, сообщил , что, как правило, уведомляет полицию о проведении своих мероприятий.
"Я уже два года организую различные акции, и у нас сложились нормальные доверительные отношения с полицией... Если мы проводим акции напротив российского посольства, я всегда уведомляю полицию, чтобы они находились на месте, не потому что мы боимся, что нас разгонят, а чтобы избежать возможных провокаций", - отметил Сидельников.
В июне 2011 года "Говорите громче" и проживающий в Лондоне бизнесмен Евгений Чичваркин организовали театрализованную акцию у отеля, где проходила конференция "Россия зовет", организованная банком ВТБ.
"Об этой акции мы, конечно, власти не уведомляли, и люди из ВТБ сразу вызвали полицию. Полиция пришла, посмотрела, что мы не загораживаем улицу, не создаем проблем для прохожих и не представляем никакой угрозы, и никаких действий в отношении нас не предприняла", - рассказал активист.
Он добавил, что в подобных случаях полицейские не начинают разгонять участников, а выясняют, кто организатор мероприятия, каковы его цели, что написано на плакатах (если написано не по-английски). "Если мы не нарушаем закон и не создаем опасности, то они просто следят за порядком, дают советы по безопасности, все проходит в доброй атмосфере, и не было ни одного случая, чтобы возникали какие-то неприятности", - отметил Сидельников.
Во время передачи российскими активистами письма в резиденцию премьер-министра на Даунинг-стрит минувшей зимой устроители акции подали заявку на митинг напротив резиденции в полицейский участок Чаринг-кросс, представив имена и адреса шести человек, допущенных в охраняемую зону у резиденции. "Все было сделано по электронной почте, нам перезвонили, и я даже лично с ними не встречался", - сказал лидер "Говорите громче".
Он также сообщил, что 31 мая планируется лондонская "прогулка" интеллигенции по образцу московских акций, и заявка на шествие немного отличается от заявки на стоячий протест, но в полиции все эти механизмы отработаны, и вопросы уведомления и согласования решаются очень быстро.