"Вымпелком" ввел в питерском метро оплату проезда с помощью мобильного телефона
18 мая 2012 года

Крупный российский оператор сотовой связи "Вымпелком" (бренд "Билайн") предоставил возможность оплаты проезда в питерском метро посредством установленного в телефоне пользователя NFC-модуля путем списания средств со счета абонента, сообщила компания в пятницу.

Первым из операторов, кто применил в петербургском метро для оплаты проезда технологию радиосвязи ближнего радиуса действия NFC, был "Мегафон". Но технологически решения "Мегафона" и "Вымпелкома", который обещал коммерческий запуск услуги до конца первого квартала, существенно отличаются. Все операторы называют NFC очень перспективной технологией.

NFC-модуль "Вымпелкома" представляет собой микросхему, вставляющуюся в слот для SIM-карты вместе с самой SIM-картой, и антенну - все это прячется под крышкой телефона.

Для прохода через турникет требуется поднести телефон с NFC-модулем тыльной стороной к валидатору, как обычный многоразовый билет. NFC является развитием беспроводной технологии RFID, которая используется в билетах для бесконтактной оплаты, и менять оборудование в метрополитене для внедрения сервиса не требуется.

Стоимость поездок, которые позволяет покупать встроенное в NFC-модуль мобильное приложение, доступное через меню SIM-карты, не отличается от расценок самого метрополитена. Варианты таких виртуальных билетов по числу поездок те же, что доступны покупателям многоразовых билетов. Купить виртуальный билет и проконтролировать число оставшихся поездок можно из меню SIM-карты, которую менять не требуется. Проверить лимит поездок можно и на обычных, предназначенных для проверки многоразовых билетов, устройствах, установленных в вестибюлях метро.

"Основной поток мобильной коммерции - это удаленные платежи. NFC является, своего рода, новой территорией. В этом направлении пока нет больших денег и объемов, но мы верим, что за NFC будущее. Наиболее востребовано использование технологии в транспорте, затем пойдет ритейл с более крупными платежами", - заявил журналистам директор по продуктам и развитию бизнеса "Вымпелкома" Виктор Маркелов.

Для разных моделей телефонов предусмотрены разные NFC-модули, ассортимент охватывает около 80% продающихся в России аппаратов. Некоторые популярные модели, к примеру, Apple iPhone, сервис "Вымпелкома" пока не поддерживают.

Модуль можно купить в нескольких (менее десятка) магазинах оператора в Санкт-Петербурге. Модуль стоит 125 рублей в наборе с виртуальным билетом на пять поездок.

Начальник отдела развития и инновационных технологий на транспортном комплексе комитета по транспорту Санкт-Петербурга Максим Глазков высказал надежду на то, что в дальнейшем сервис удастся расширить на другие виды городского транспорта.

В сентябре 2011 года вице-президент по маркетингу и бизнес-развитию "Вымпелкома" Ольга Турищева обещала запустить питерский NFC-проект еще до конца первого квартала 2012 года. Воплощению планов в срок помешали проблемы на таможне со ввозом NFC-чипов, пояснил корреспонденту Маркелов.

Нынешний запуск Маркелов назвал коммерческим пилотом - по началу планируется набрать около 2 тысяч пользователей, но их число может быть увеличено. Ограничение планируется снять осенью. По словам Маркелова, опыт питерского метро предполагается перенести и на другие города.

Небольшая задержка "Вымпелкома" в Санкт-Петербурге меркнет на фоне судьбы схожего по содержанию проекта оператора МТС в московском метро. Уже протестированный сервис с примерно объявленными сроками запуска около полутора лет назад после смены руководства московского метро пока так и не стал доступным потребителю, хотя по словам пресс-секретаря МТС Валерии Кузьменко, ее компания технологически готова к запуску.

ВОЗМОЖНОСТИ И ПОДРОБНОСТИ

В питерском метро в некоторых местах есть валидаторы с щелевой загрузкой билета, работать с которыми NFC-решения "Вымпелкома" и "Мегафона" не могут. Относительное число таких "неудобных" валидаторов невелико.

NFC-модули "Вымпелкома" и "Мегафона" энергонезависимы, и позволяют оплатить проезд уже купленным виртуальным билетом даже при полностью разряженном аккумуляторе телефона. Более того, модуль "Мегафона" вообще никак не связан с телефоном. Решение этого оператора завязано на местную систему оплаты публичного транспорта при помощи бесконтактных карт "Подорожник". По сути, "Мегафон" продает копию такой карты на альтернативном носителе, но пользователь может пополнять карту со своего абонентского счета при помощи SMS на специальный сервисный номер. "Мегафон" предлагает карту с NFC-модулем наклеивать на крышку телефона, но никто не мешает владельцу карты носить ее в кармане или, скажем, кошельке.

"Мегафон", в отличие от "Вымпелкома", берет комиссию 2% при оплате проезда, но зато решение "Мегафона" уже работает на многих маршрутах наземного общественного транспорта.

Оба оператора технологически могут увеличить число сервисов, доступных при помощи своего NFC-решения, но независимо от этого все эти решения - временная мера, к которой прибегают компании в отсутствии большого числа бюджетных моделей телефонов с NFC, полагает глава аналитического агентства Telecomdaily Денис Кусков. "Вряд ли много людей побежит покупать дорогой смартфон ради NFC, а потому операторы предлагают недорогие приспособления, расширяющие функционал, доступные любому", - пояснил Кусков.

Усугубляет ситуацию и то, что многие модели телефонов с NFC на деле могут только считывать NFC и RFID-метки.