Указ Путина может спасти бизнесменов от необоснованного уголовного преследования - юристы
7 мая 2012 года
Указ президента РФ Владимира Путина о внесении изменений в законодательство РФ для исключения возможности решения бизнес-споров путем уголовного преследования предпринимателей безусловно положителен, хотя для его успешного претворения в жизнь необходима решительная борьба с коррупцией, считают опрошенные агентством РАПСИ известные российские юристы.
Адвокаты отметили, что главным является то, что президент обратил внимание на факт необоснованного привлечения бизнесменов к уголовной ответственности из-за хозяйственных споров, которые вполне могут быть решены в гражданском или арбитражном судопроизводстве. Это особенно актуальная проблема, поскольку при желании участникам любой сделки можно вменить мошенничество.
С другой стороны, некоторые юристы считают, что действующее законодательство итак содержит в себе все необходимые нормы и при условии его соблюдения вообще не стояло бы проблемы необоснованного уголовного преследования.
В любом случае, подробно говорить о содержании указа можно будет лишь после того, как станут известны все изменения, которые планируются в законодательстве.
В понедельник президент поручил до 1 декабря 2012 года обеспечить внесение изменений в законодательство "в целях исключения возможности решения хозяйственного спора посредством уголовного преследования, в том числе путем уточнения подведомственности судов общей юрисдикции и арбитражных судов по экономическим делам".
Согласно тексту документа, правительству также необходимо представить до 1 октября 2012 года предложения, направленные на обеспечение реализации принципа независимости и объективности при вынесении судебных решений.
ПРИЗНАНИЕ ПРОБЛЕМЫ - ПЕРВЫЙ ШАГ К ЕЕ РЕШЕНИЮ
Позитивно оценил указ президента адвокат Александр Садуков, который защищал интересы владельцев холдинга "Арбат Престиж", обвинявшихся в неуплате налогов на 115 миллионов рублей, но освобожденных от ответственности после ряда решений арбитражных судов. По его мнению, похвально само намерение взяться за решение этой задачи. "Наконец, признали, что экономические споры между хозяйствующими субъектами периодически оборачиваются уголовными делами против предпринимателей. Раньше этот факт просто отрицали", - заявил он.
Адвокат пояснил, что 159 статью УК РФ (мошенничество) можно вменить практически любому бизнесмену, который с точки зрения нормативных актов не может объяснить цену, по которой он продает свои товары. "Объяснение с рыночной точки зрения правоохранительные органы не устраивает. Если за какой-то товар просят, например, 100 рублей, а следствие считает эту сумму завышенной, то предприниматель не может просто ответить: я так договорился. Его могут обвинить в обмане и злоупотреблении доверием", - отметил Садуков.
По его мнению, из сферы деятельности уголовных судов следует исключить сделки о переходе права собственности на доли и акции, а также процессы о ложном банкротстве и участии в нем недобросовестных лиц. Говоря о планируемом уточнении подведомственности уголовных и арбитражных судов, адвокат отметил, что "слабо представляет, как это можно сделать, но надеется, что это будет сделано". "Ситуаций с необоснованным привлечением к уголовной ответственности из-за экономических споров много и пока правоприменители идут по одному пути, который вновь избранный президент признал неправильным", - заявил Садуков.
СПАСЕТ ОТ НЕДОБРОЖЕЛАТЕЛЕЙ И 159 СТАТЬИ
"Это, безусловно, позитивное предложение. Любой нормальный человек может его только приветствовать", - прокомментировал указ президента адвокат Андрей Ромашов, который защищает замминистра финансов РФ Сергея Сторчака, обвинявшегося в покушении на мошенничество. Уголовное дело в отношении Сторчака было прекращено после решения Арбитражного суда Москвы, который обязал РФ возвратить компании-фигуранту "дела Сторчака" 43,4 миллиона долларов, что и стало ключевым аргументом в пользу невиновности замминистра.
Ромашов отметил, что при любом экономическом споре может найтись заинтересованное лицо, которое увидит в действиях конкурента признаки мошенничества, то есть обмана или злоупотребления доверием. "Такая формулировка 159 статьи УК РФ (мошенничество) предполагает, что одна из сторон сделки использовала сведения, которыми другая сторона не обладала, хотя и должна была. Однако вся коммерция строится на том, что кому-то известно больше, чем конкурентам", - сказал адвокат.
Таким образом, по его мнению, в рамках указа стоит уточнить формулировку 159 статьи УК РФ. "Необходимо более четко разъяснить, что такое обман и злоупотребление доверием. Сейчас эти общие диспозиции настолько расширительно трактуются, что при желании инкриминировать мошенничество можно участникам любой сделки", - добавил Ромашов.
В качестве дополнительной меры он привел в пример деятельность третейских судов, которые успешно действуют в Европе, однако в России их активность за последнее время заметно спала.
СОБЛЮДАТЬ ЗАКОНЫ, А НЕ СОЗДАВАТЬ НОВЫЕ
Между тем адвокат Юрий Гервис, представляющий интересы экс-главы "Евросети" Евгения Чичваркина и фигурантов дела бывших руководителей компании "Евразия логистик", назвал планируемые меры несостоятельными.
"Невозможно разделить экономические дела между арбитражными судами и судами общей юрисдикции. Рассмотрение экономических споров - это прерогатива арбитражных судов. А уголовное преследование по экономическим статьям бывает обоснованным и необходимым - это как нож, которым можно резать фрукты, а можно и убить человека", - отметил он. В том, что зачастую механизм не работает, адвокат винит коррупционную составляющую. "Если бы ее не было, то не надо было бы ничего изобретать. Власти делают все, чтобы не бороться с коррупцией", - считает Гервис.
Он назвал прописанное в указе разделение непроработанным и ничем не оправданным. Кроме того, адвокат считает, что отсутствует правовой механизм реализации этой меры. Декларация о борьбе с неоправданным привлечением предпринимателей, по его мнению, является только "пилюлей" против общественного недовольства.
Адвокат экс-главы ЮКОСа Михаила Ходорковского Вадим Клювгант также считает, что все необходимое для борьбы с незаконным преследованием предпринимателей по фальсифицированным уголовным делам уже есть в российском законодательстве. "Необходимо соблюдать тот закон, который есть. Но вседозволенность и безответственность правоприменителей переходит все пределы, поэтому мы получаем такую ситуацию, которая есть", - заявил адвокат.
"Сначала необходимо устранить вопиющую несправедливость в отношении тех, кто уже осужден - людей, у которых разбиты судьбы, разделены семьи", - отметил Клювгант.