Присоединение туризма к культуре более логично, чем к спорту
21 мая 2012 года
Передача туризма в ведение министерства культуры логична, но важно, кто конкретно в этом ведомстве будет отвечать за его развитие, считают опрошенные эксперты.
В понедельник стало известно, что в составе нового правительства министерство спорта, туризма и молодежной политики преобразовано в Минспорта, а функции по туризму переданы в министерство культуры.
Вице-президент Ассоциации туроператоров России (АТОР) Владимир Канторович напомнил, что комбинация туризма с культурой уже была.
"История не новая. Министерство культуры и туризма уже было в начале 90-х годов. В самом объединении с культурой нет ничего ни хорошего, ни плохого. У культуры с туризмом больше общего, чем у спорта. И, прежде всего, в области въездного туризма. Проблемы въездного туризма во многом связаны с проблемами российской культуры, например, с кошмарным состоянием многих наших памятников истории и культуры, ради которых иностранцы сюда едут. Вместе туризм с культурой могут создать идеологию развития, например, усадеб. И, пойдя по пути Франции, где старые замки превращены в люксовые отели, использовать их как гостиницы. Не допуская, конечно, "новорусской" реконструкции. Так что тут ничего плохого не вижу", - считает Канторович.
По его мнению, вряд ли можно было ожидать выделения туризма в самостоятельное ведомство, на которое надеялись некоторые представители туристской отрасли.
"Не думаю, что это реально в стране, где туризм не является приоритетом. В промышленно развитых странах, как правило, министерство туризма с чем-то совмещено - с транспортом, той же культурой или промышленностью. Успешность или неуспешность существования туризма в рамках министерства культуры во многом зависит от того, кто непосредственно будет им руководить - будет ли назначен компетентный заместитель министра по вопросам туризма", - подчеркнул вице-президент АТОР.
Глава пресс-службы Российского союза туриндустрии (РСТ) Ирина Тюрина согласна с тем, что туризм ближе к культуре, чем к спорту или молодежной политике.
"С другой стороны, сколько можно передавать отрасль из одного ведомства в другое. И обидно, что само слово "туризм" исчезло из названий органов исполнительной власти. В названии Минспорттуризма оно хотя бы было. В разных странах туризм присутствует в разных комбинациях, но везде входит в название тех министерств, которые им управляют. Но в любом случае будем надеется, что регулирование отрасли будет соответствовать требованиям рынка и бизнеса независимо от того, как называется министерство", - подчеркнула Тюрина.
По ее словам, в ходе работы с последними поправками в закон о туристской деятельности все предложения, которые исходили от регулятора отрасли - Минспорттуризма, - шли вразрез с мнением туристического рынка.
"Возможно, поэтому ни одно из них не прошло. То есть, очень важно, насколько будет компетентным руководство отраслью", - подчеркнула она.
Сенатор, председатель совета директоров компании "Курорты Северного Кавказа" Ахмед Билалов считает, что такая передача функций - логичное и перспективное решение. По его мнению, новый статус и полномочия Ростуризма - это шанс открыть новую отрасль в экономике России.
"Многие эксперты неоднократно указывали на неэффективность связки спорт-туризм с точки зрения их государственного регулирования. Каждая из этих сфер - гигантская, и увлечение одной из них ведет к ущербу в отношении другой, в чем мы и убедились на примере российского туризма", - сказал он.
Билалов отметил, что в мировой практике управление туристической отраслью осуществляется либо автономным государственным органом, либо ведомством, курирующим культуру.