Правительство России 7 мая уйдет в отставку
6 мая 2012 года

Правительство России, возглавляемое Владимиром Путиным, 7 мая уходит в отставку. Сразу после инаугурации, официально вступив в должность президента РФ, Путин перестает быть премьер-министром, а вице-премьеры и министры "путинского" кабинета слагают свои полномочия перед новым главой государства, до этого руководившего ими на протяжении четырех лет.

В этом году почти повторится процедура, которую Путин прошел 12 лет назад, впервые победив на выборах и став президентом.

Путин отправит себя в отставку, чтобы назначить Медведева. В мае 2000 года появилась шутка: "Президент России Путин В.В. своим указом отправил председателя правительства Путина В.В. в отставку".

Внешне ситуация выглядит похоже, но на деле шутка не совсем корректна. Совмещение постов президента и премьера Конституцией России не предусмотрено, поэтому сразу после инаугурации место главы правительства, победившего на президентских выборах, становится вакантным. После вступления в полномочия президента Путин должен назначить исполняющего обязанности премьер-министра, который со своей стороны в соответствии с Конституцией подпишет прошение об отставке кабинета перед новым главой государства. Затем президент поручит членам "старого" правительства исполнять обязанности до формирования нового кабинета, после чего внесет в Государственную думу кандидатуру премьер-министра. Так было в 2000 году и, скорее всего, так будет и сейчас.

Имя человека, чью кандидатуру Путин после инаугурации представит депутатам Госдумы, известно уже давно - еще 24 сентября прошлого года на съезде "Единой России" было объявлено, что им станет Дмитрий Медведев.

При этом не обязательно, чтобы и.о. премьера назначался тот, чья кандидатура потом будет внесена в Государственную думу. Так, например, после отставки в 2004 году премьер-министра Михаила Касьянова исполняющим обязанности председателя правительства тогдашний президент Путин назначил вице-премьера Виктора Христенко, однако в Госдуму для утверждения на пост главы кабинета министров внес кандидатуру Михаила Фрадкова.

Нынешняя отставка правительства в истории современной России станет двенадцатой по счету, причем в шестой раз это произойдет в связи с инаугурацией президента.

Первый кабинет министров суверенной России, который с 15 июня 1990 года возглавлял Иван Силаев, сложил свои полномочия в 1991 году перед вступившим в должность президентом Борисом Ельциным. В 1996 году, снова после инаугурации Ельцина, в отставку ушло правительство Виктора Черномырдина. В 2000, 2004 и 2008 годах свои полномочия сложили правительства, сформированные Владимиром Путиным, Михаилом Фрадковым и Виктором Зубковым.

В остальных же случаях правительство отправлялось в отставку указами президента. В марте 1998 года такая участь постигла кабинет Черномырдина, а вслед за этим, в августе того же года, - и правительство Сергея Кириенко. В мае и августе 1999 года указами президента в отставку были отправлены соответственно кабинеты Евгения Примакова и Сергея Степашина. А в феврале 2004 года было расформировано правительство Михаила Касьянова.

Михаил Фрадков подал прошение об отставке 12 сентября 2007 года, после чего правительство возглавил Виктор Зубков. С 8 мая 2008 года главой правительства был Путин.

Структурной реформы правительства не будет, просто появятся новые люди.

Медведев не собирается терять времени и сразу после инаугурации Путина приступает к консультациям с парламентскими фракциями как кандидат в премьеры. График довольно плотный: 7 мая встреча с фракциями "Единой России" и ЛДПР, а 8 мая - со "Справедливой Россией" и КПРФ, после чего в этот же день Госдума примет свое решение.

Договоренность об этом была достигнута еще 2 мая на последней встрече Медведева в качестве президента с главами фракций. Тогда, по словам первого зампреда ЦК КПРФ, первого вице-спикера Госдумы Ивана Мельникова, Медведев сообщил, что сильных изменений в структуре правительства не произойдет, поскольку это могло бы затормозить на серьезный промежуток времени работу министерств и ведомств.

Ни Медведев, ни Путин до сих пор не раскрыли секрет, кто войдет в состав нового правительства. Пока что было обещано только его существенное обновление. И одновременно то, что в нем должны сохраниться те члены кабинета, кто обеспечивает преемственность в работе. Так, например, в интервью пяти российским телеканалам 26 апреля Медведев отметил необходимость того, чтобы некоторые представители "старого" кабмина перешли в состав нового правительства, но, возможно, не на весь период его работы, а на год-другой.

На деле это может означать, как заявил глава фонда "Стратегии-2020" Михаил Ремизов, что у будущего премьера недостаточно своих кадров для заполнения появляющихся вакансий и поэтому ключевые фигуры в правительстве не изменятся. В частности, по его словам, наиболее вероятно, что в новом правительстве останутся недавно назначенные вице-премьеры Дмитрий Рогозин и Владислав Сурков. Кроме того, может сохранить свой пост и вице-премьер Игорь Сечин, для которого в администрации президента нет сопоставимой позиции. Эксперт считает возможным, что в новом правительстве продолжит работать нынешний первый вице-премьер Игорь Шувалов, а также, хотя и непонятно в каком качестве, глава Минздравсоцразвития Татьяна Голикова и министр обороны Анатолий Сердюков.

По словам политолога, профессора РГГУ Сергея Черняховского, имеет шансы остаться на своем посту, несмотря на критику в СМИ, и нынешний глава МВД Рашид Нургалиев.

НОВОЕ ПРАВИТЕЛЬСТВО: МАСШТАБНАЯ ПРИВАТИЗАЦИЯ И БОРЬБА ЗА ЗДОРОВЫЙ ОБРАЗ ЖИЗНИ

Одним из первых и наиболее заметных решений нового кабинета министров станет принятие масштабной программы приватизации госсобственности.

По словам первого вице-премьера Игоря Шувалова, соответствующее решение нового правительства может быть подписано в ближайшие недели после начала его работы. При этом первым крупным объектом госсобственности, который будет выставлен на продажу, возможно, станет пакет акций Сбербанка, поскольку благоприятная рыночная конъюнктура для приватизации принадлежащих ЦБ 7,6% акций Сбербанка может сложиться летом или осенью текущего года.

Среди важных задач правительства Медведева - увеличение продолжительности жизни, стимулирование здорового образа жизни и модернизация здравоохранения. Как заявил в интервью помощник президента Аркадий Дворкович, первым и очень важным шагом нового кабинета в этом направлении станет повышение акцизов на табак и алкоголь, причем, сверх уже намеченного уровня.

Вряд ли повышение цен на сигареты и алкогольные напитки привет к снижению их потребления в России, однако повлиять на рейтинги популярности правительства может. Эксперты обращают внимание и на риск увеличения контрафактной продукции на российском рынке. Так, по словам директора Центра исследований федерального и региональных рынков алкоголя Вадима Дробиза, если при нынешнем уровне цен доля нелегальной и суррогатной алкогольной продукции составляет до 50% в объеме потребления населением, то в 2014 году из-за повышения акцизов она может вырасти до 75%.

ОТКРЫТОЕ ПРАВИТЕЛЬСТВО - ПОКАЗУХА ИЛИ ЭФФЕКТИВНЫЙ ЭКСПЕРТНЫЙ ОРГАН?

Медведев пообещал все важные социально-экономические инициативы сначала проводить через открытое правительство. Предполагается, что экспертный орган, в который войдут представители гражданского общества, дополнит традиционный "узкий" состав кабинета министров.

Однако пока не понятно, какую реально будет играть роль открытое правительство, станет ли оно "изюминкой" премьерства Медведева или постепенно будет забыто.

По мнению директора департамента стратегического анализа аудиторско-консалтинговой компании ФБК Игоря Николаева, в нынешнем виде открытое правительство работает на публику и не играет серьезной роли в принятии решений: будущий премьер вроде бы советуется, но на выходе в стратегических документах появляются совершенно иные идеи.

Ничего нового в практике приглашения экспертов при подготовке решений по важным экономическим вопросам нет. Однако, как отмечает руководитель Экономической экспертной группы Евсей Гурвич, пока это не стало системой. В частности, он напоминает, что проект решения о повышении страховых взносов в 2010 году серьезно с экспертами не прорабатывался.

Как заявил Гурвич, в состав открытого правительства необходимо ввести компетентных специалистов, представляющих разные структуры общества и бизнеса. Если к их мнению будут прислушиваться и реально учитывать при подготовке правительственных решений, то кабинету министров удастся избежать многих ошибок, полагает он.