Кабмин РФ обсудит проект основных направлений таможенно-тарифной политики на 2013-2015 гг
1 мая 2012 года
Министерство экономического развития РФ не исключает применения ограничений импорта в Россию и другие страны Таможенного союза в случае возникновения рецидивов мирового экономического кризиса, говорится в материалах к заседанию правительства 2 мая, на котором будет рассмотрен проект основных направлений таможенно-тарифной политики на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов.
Проект подготовлен МЭР РФ, докладчик - замминистра экономического развития Алексей Лихачев.
"Возможно также применение ограничений импорта в Россию и другие страны Таможенного союза в случае возникновения рецидивов мирового экономического кризиса. Одновременно сохранится возможность маневрирования в рамках тарифных обязательств, особенно по тем позициям, где действующие ставки пошлин установлены ниже предельного уровня", - говорится в материалах, размещенных на сайте кабинета министров.
В 2013 году и в плановый период 2014-2015 годов, говорится в материалах, таможенно-тарифная политика будет осуществляться в принципиально новых политико-экономических условиях с учетом вступления во Всемирную торговую организацию (ВТО) и принятия мер таможенно-тарифного регулирования в соответствии с обязательствами в рамках присоединения к ВТО, а также процесса адаптации к новым институциональным условиям развития экономической интеграции на пространстве Евразии.
По мере расширения полномочий Евразийской экономической комиссии (ЕЭК) в сфере внешнеторгового и хозяйственного регулирования усилится наднациональная составляющая в формировании предпринимательского климата на Едином экономическом пространстве (ЕЭП). Признание международной правосубъектности ТС создаст условия для формирования и реализации единой торговой политики в отношении третьих стран.
"При этом за РФ будет и впредь сохраняться право выработки позиции, эффективно обеспечивающей национальные интересы и приоритеты российского бизнеса в процессе интеграционного взаимодействия", - говорится в материалах.
На 2013 год и плановый период 2014-2015 годов российские тарифные обязательства будут определяться перечнем уступок и обязательств по товарам, прилагаемым к протоколу о присоединении РФ к ВТО от 16 декабря 2011 года. Так, в процессе снижения ставок ввозных пошлин по ряду позиций предполагается переход от комбинированной к адвалорной или специфической ставке, а также снижение специфической составляющей комбинированной ставки. В основном это коснется таких товаров, как живые свиньи, мясные субпродукты, молоко и сливки сухие и сгущенные, рис и изделия из него, дрожжи, некоторые шоколадные изделия, сахар-сырец и сахар прочий (кроме белого сахара), прокат из черных металлов, комбайны, грузовые и легковые автомобили.
"Есть основания спрогнозировать, что связанный характер импортного тарифа в 2013-2015 годы ограничит свободу маневра в таможенно-тарифном регулировании. В целях достижения приоритетов внешнеторговой политики Таможенного союза может потребоваться использование других инструментов регулирования, стимулирующих расширение ресурсной базы модернизации, импортозамещение, повышение конкурентоспособности предприятий и выпускаемой ими продукции, что позволит обеспечить эффективную защиту отечественных производителей", - говорится в материалах к заседанию.
В частности, возрастет потребность в использовании специальных мер по защите внутреннего рынка, для повышения конкурентоспособности отечественных производителей будут задействованы такие эффективные инструменты, как тарифные квоты. В 2013-2015 годах сохранится механизм тарифного квотирования в отношении импорта мяса и мясных продуктов. Возможно также применение ограничений импорта в Россию и другие страны ТС.
Обязательствами перед ВТО предусмотрена отмена экспортных пошлин по истечении переходных периодов (сроком 1-5 лет) на все товары, облагаемые действующими вывозными пошлинами, за исключением семян масличных культур, минерального топлива (нефть, нефтепродукты, газ), необработанных шкур и выделанной кожи, лесоматериалов необработанных и некоторых видов обработанных лесоматериалов из ценных пород древесины, лома черных и цветных металлов, осей железнодорожных локомотивов. При этом предполагается усиление роли системы технического регулирования, санитарных и фитосанитарных мер, унифицированных и единообразно применяемых в рамках ТС, в качестве инструментов торговой политики.
В 2013 году должно завершиться формирование полномасштабной системы наднационального регулирования в Таможенном союзе и Едином экономическом пространстве. В рамках этой системы могут быть реализованы новые подходы к регулированию внешнеэкономической деятельности с учетом общих интересов стран "тройки" и долгосрочных перспектив интеграции.
В 2014-2015 годах важнейшим направлением активного позиционирования Таможенного союза в международной торговой системе станет выполнение обязательств, вытекающих из Договора о свободной торговле СНГ. Кроме того, предстоит подготовить и заключить соглашения о свободной торговле с Европейской ассоциацией о свободной торговле (ЕАСТ), Новой Зеландией, Вьетнамом, Монголией, а также начать переход к практическому обсуждению вопросов создания межблоковых зон свободной торговли Таможенный союз - АСЕАН и Таможенный союз - Евросоюз, говорится в материалах к заседанию.