Турагентства должны стать "семейными докторами" для своих клиентов
4 апреля 2012 года
Турагентства в условиях конкуренции традиционного турбизнеса с онлайн-поставщиками туристических услуг должны стать для своих клиентов профессиональными консультантами в сфере туризма, чем-то вроде семейных докторов, заявил на конференции по проблемам туризма в среду генеральный директор туроператора "Арт-тур" Дмитрий Арутюнов.
"Несмотря на конкуренцию традиционных туроператоров и агентств с онлайн-поставщиками услуг, у них есть будущее. Я сторонник модели, когда агентства превращаются в "семейных докторов". На западе это называется консультант по путешествиям (trip advisor). Живет такой консультант за счет комиссии, которую клиент все равно заплатит, если купит услуги в интернете. Он помогает выбрать лучшие предложения, а главное - знает приоритеты клиента: что он любит, где был, что еще хочет увидеть. И заранее, не дожидаясь звонка, предлагает ему поездки, которые должны заинтересовать - на те или иные культурные, спортивные событие, туры с хорошими скидками", - заявил Арутюнов.
По его мнению, турагентский и туроператорский бизнесы в условиях развития онлайн-технологий в сфере туризма меняются. Туроператоры, чтобы выжить в условиях жесткой конкуренции, должны менять бизнес-модель, работать менее рискованно.
"Туроператоры уже поняли, что надо избавляться от балласта. Это демпинг в постоянном режиме - работа по ценам ниже себестоимости. Излишние блоки мест в гостиницах, слишком большая перевозка и рекламные бюджеты, агентские комиссии, доходящие до 20%. Некоторые оправдывают такое поведение: мол, пусть мы сейчас потеряем, отыграем это завтра. Но завтра найдутся те, кто будет поступать также, поэтому и завтра заработать будет трудно", - считает Арутюнов.
По его словам, в США туроператоры широко продают так называемые FIT-туры - индивидуальные поездки, организуемые отдельно для каждого заказчика. Российские туроператоры также могли бы активнее работать в этом виде туризма, так как он более прибыльный. Кроме того, им нужно следить за балансом направлений.
"Хорошо, когда бренд компании ассоциируется с направлением. Но и диверсификацию рисков никто не отменял. Кроме того, необходимо следить за качеством продукта. Спрос на более качественный продукт растет быстрее, он меньше снижался во время кризисов", - добавил эксперт.