Центральная кольцевая автомобильная дорога (ЦКАД)
12 апреля 2012 года

Президент России Дмитрий Медведев поручил обеспечить начало строительства с 2014 года платного участка Центральной кольцевой автомобильной дороги (ЦКАД) на территории "Большой Москвы".

Ниже приводится справочная информация.

Центральная кольцевая автомобильная дорога (ЦКАД) - масштабный проект развития инфраструктуры Московской области. Строительство ЦКАД является одним из ключевых элементов федеральной целевой программы "Развитие транспортной системы в России".

Основные социальные и экономические задачи проекта: разгрузка дорожной сети Москвы и Московской области от движения большегрузного и транзитного транспорта, рационализация структуры грузораспределения, создание автодорожной составляющей международных транспортных коридоров, проходящих через территорию Московской области, формирование условий комплексного развития инфраструктуры и территории Московской, Тверской, Ярославской, Владимирской, Рязанской, Калужской, Тульской, Смоленской областей и Москвы на основе мультипликативного эффекта от строительства ЦКАД, снижение себестоимости перевозок и уровня транспортных издержек для грузоотправителей, снижение уровня негативного воздействия на окружающую среду за счет разгрузки головных участков радиальных дорог в Московской области.

ЦКАД планируется сделать платной трассой (за исключением 5-го пускового комплекса и участка №5 2-го пускового комплекса), которая будет строиться и эксплуатироваться на принципах государственно-частного партнерства.

Основные субъекты реализации проекта - правительство России, правительство Московской области, частные инвесторы.

Согласно планам правительства, 65% средств на финансирование проекта предоставит Инвестиционный фонд РФ, 10% - бюджет Московской области, 25% запланировано привлечь из бизнес-источников.

Впервые необходимость строительства ЦКАД была зафиксирована постановлением правительства Московской области от 30 декабря 2003 года. В 2005 году были зарезервированы земельные участки в зоне строительства и реконструкции ЦКАД и создано Открытое акционерное общество "Центральная кольцевая автомобильная дорога", 100% акций компании принадлежат Московской области.

В декабре 2007 года правительственной комиссией была одобрена концепция реализации проекта строительства ЦКАД, одобрено выделение денежных средств из Инвестиционного фонда РФ в размере 8,9 миллиарда рублей на разработку проектной документации.

Трасса пройдет по территории Подмосковья в 50 километрах от МКАД. Протяженность дороги составит 521 километр, запланировано 34 развязки, 278 мостов, путепроводов, эстакад. Количество полос - 4-8, расчетная скорость движения - 80-140 километров в час.

Магистраль разбита на пять пусковых комплексов:

1. В районе Малого Московского кольца от трассы М-4 "Дон" до трассы М-1 "Беларусь" в районе Большого Московского кольца,

2. В районе Большого Московского кольца от трассы М-1 "Беларусь" до скоростной автомобильной дороги Москва - Санкт-Петербург,

3. В районе Малого Московского кольца от скоростной автомобильной дороги Москва - Санкт-Петербург до трассы М-7 "Волга",

4. В районе Малого Московского кольца от трассы М-7 "Волга" до трассы М-4 "Дон",

5. В районе Малого Московского кольца от трассы М-3 "Украина" до скоростной автомобильной дороги Москва - Санкт-Петербург.

Протяженность первого участка - 113,45 километра, второго участка - 117,86 километра, третьего - 104,65 километра, четвертого - 95,7 километра, пятого - 89,97 километра.

Значение ЦКАД как ключевого элемента логистической системы московского региона обусловливает строительство крупнейших многофункциональных транспортно-логистических центров. Многофункциональные транспортно-логистические центры вблизи ЦКАД располагаются в узлах транспортной сети на пересечении магистральных путей сообщения.

Размещение объектов логистики увязано с размещением объектов дорожного сервиса. Инфраструктура объектов дорожного сервиса ЦКАД включает: 32 автозаправочные станции с минимаркетами и фастфуд-кафе, 18 станций технического обслуживания для легкового и грузового автомобильного транспорта, 18 мотелей, 22 кафе-ресторана в составе 30 многофункциональных автозаправочных комплексов.

Предполагается, что в этой зоне будет создано около 200 тысяч рабочих мест.

Реализацию проекта планируется завершить к 2025 году.