Страсти по Астрахани, "час X" для оппозиции назначен на субботу
13 апреля 2012 года

Протестная активность в Астрахани продолжается. В пятницу очередную акцию организовали предприниматели - владельцы маршрутных такси. Примерно два десятка маршруток добрались из окраинного района до городского стадиона, где развернулся митинг.

Перед бастующими шоферами, не выехавшими на свои привычные маршруты, выступили главное действующее лицо голодовки Олег Шеин и гости из Москвы, оппозиционеры Алексей Навальный и Илья Яшин. Этот митинг, как и предыдущий, сложно было назвать многочисленным. Но в результате мэр Астрахани все же обещал, что водители маршруток, требующие сохранить их "Газели" в городской транспортной сети, не лишатся работы.

Тем не менее, несмотря на беспрецедентное внимание российской прессы и даже кое-какие достигнутые результаты, акции астраханской оппозиции не собирают большого числа участников. Губернатор Астраханской области Александр Жилкин и голодающий недавний кандидат на пост мэра Олег Шеин по-разному объясняют и оценивают пассивность астраханцев. Последний возлагает большие надежды на следующий, субботний митинг.

Хазарский менталитет

Александр Жилкин возглавляет регион около семи лет. Он руководитель нового толка - вроде бы лично ведет свой блог, занимается спортом, даже участвовал в написании книги об астраханской кухне. Его трактовка миролюбия астраханцев, скорее, этнокультурная.

"В своем блоге я написал, что господин Навальный ошибся, приехав сюда, - рассказывает губернатор. - Он не знает этот народ и наш менталитет. Астрахань - это бывшая Хазария, и сепаратизм здесь ни при чем. Наши предки здесь 2,5 тысячи лет умудрялись уживаться мирно, хотя перемешка кровей у нас капитальная - до 40% смешанных браков. Здесь исповедовали три религии - иудаизм, христианство и ислам. И управляли здесь очень мирно".

По словам губернатора, даже те люди, которые проголосовали за Шеина, вряд ли выйдут в субботу на митинг. Потому что, по его словам, претензий к власти и губернатору у них просто нет.

"Они же знают, что я пашу по-настоящему. Да и в коррупции меня нельзя обвинить, потому что я живу в маленьком городе, и о моей семье все известно, - говорит Жилкин. - Я не занимаюсь бизнесом, моя жена тоже, у нас нет ни магазинов, ни заводов, ни фабрик. И дети мои, и братья тоже не занимаются, потому что я всем запретил. Может, по отношению к родственникам это несправедливо, но пока я на государственной должности, это необходимо".

Передавшееся по наследству астраханцам хазарское благоразумие поддерживается, видимо, и неплохими экономическими показателями области, богатой природным газом и другими ресурсами. За семь лет правления Жилкина удалось увеличить валовый региональный продукт в четыре раза: с 56 до почти 200 миллиардов рублей. Средняя зарплата в области - одна из самых высоких в Южном федеральном округе, около 20 тысяч рублей.

"Сан Саныч, убери их..."

По поводу приезда в город лидеров московской оппозиции губернатор особенно не переживает, хотя и признается, что в последние дни давление подскакивает.

"Общая социальная и политическая ситуация в области стабильна, раскачать ее невозможно, потому что для этого нет почвы. Они выбрали не тот регион, и ничего у них получится, - уверен губернатор. - Максимум, что они смогли за эту неделю сделать, так это собрать 150 - 200 человек. Ну, может, еще из Москвы подъедут... Ну и ради бога, у нас же рай - тепло, народ спокойный. Правда, люди уже начинают злиться. Пишут мне на личную почту, в блог: "Сан Саныч, убери их, что они здесь делают...".

Судя по всему, давят на губернатора и из центра. Наверное, там тоже не всем нравится, что Жилкин встречался на днях с оппозиционными депутатами Гудковым и Пономаревым и даже угощал их собственноручно приготовленным кофе. В пятницу планируется еще одна встреча.

"Наверное, я им просто скажу: ребята, я христианин, я до Пасхи вас не буду трогать. Но в понедельник-вторник... - Жилкин делает многозначительную паузу, но заканчивает миролюбиво, вполне по-хазарски: - Предложу им разъехаться на турбазы, отдохнуть, а потом и в Москву".

Губернатор признается, что готов потерпеть московских мятежников у себя под боком еще немного, хотя "все эти пикеты и митинги - не самое правильное поведение для христиан на страстной неделе". Но и границы обозначает четко.

"Палатки не допущу, матрасы не допущу, шествие не допущу. Мы находимся в подбрюшье определенной зоны напряжения. Эта территория не самая спокойная с точки зрения возможности терактов, - подчеркивает губернатор. - Когда такие массы людей гуляют по городу, элементарно сделать какую-то провокацию".

"Я считаю, что в Астрахани отрабатывается программа действий оппозиции на осенних выборах губернаторов и мэров городов, - говорит Жилкин. - Если здесь сейчас власть пойдет на незаконное решение, то все несогласные с результатами осенних выборов сядут во всех этих городах на голодовку. Скажут, принимайте решение как по Астрахани. А первый прецедент такой создали, когда отменили результаты выборов в Лермонтове, причем без суда и следствия".

"Я ему предложил прекращать эту дурь"

Возможность разрешения конфликта городской власти и Олега Шеина губернатор Жилкин видит только в судебном разбирательстве. Причем лично к Шеину он относится неплохо.

"Он необходим обществу, потому что высказывает иную точку зрения, которая, возможно, кому-то не нравится, но мне как губернатору это нужно. Я с уважением к нему отношусь, только я не понимаю и не поддерживаю эти радикальные революционные методы, - говорит Жилкин. - Я ему предложил прекращать эту дурь и обращаться в суд. Народ понимает, что невозможно голодать больше 30 дней, да еще интервью давать и на цепь полицейских бросаться. Спросите знакомого врача, на какой день (голодовки) вы перестанете говорить и двигаться так активно. На пятый! Это просто смешно. Это никак не воздействует на власть, мы не собираемся принимать незаконных решений. Я как человек законопослушный буду подчиняться решению суда. Если суд решит аннулировать результаты выборов, значит, они будут аннулированы".

"Дайте пройти! Новая группа к нам, из Уфы!"

Но в подобное развитие событий не верит ни сам губернатор, ни голодающий Шеин. В штабе протестующих, расположенном в общественной приемной бывшего депутата, сейчас практически круглосуточно толпятся люди.

В четверг приехала новая группа сторонников - человек 20, по виду студентов. Вела их энергичная женщина средних лет, которая придерживала двери, чтобы молодые люди с надувными матрасами и одеялами в руках могли протиснуться внутрь, и громко предупреждала окружающих: "Дайте пройти! Новая группа к нам, из Уфы!".

Штаб - это пара комнат, где голодающие держат свой добровольный и жесткий пост. Повсюду стоят бутылки с водой, на столах лежат таблетки активированного угля. В углу на надувном матрасе пытается поспать человек, отвернувшийся от многочисленных посетителей.

Сам Шеин практически не расстается с телефоном: дает интервью и российским СМИ, и зарубежным. Около его стола еще несколько журналистов дожидаются своей очереди.

Сложно судить, похож ли Шеин на голодающего, больше четырех недель питающегося только водой. Но выглядит он неважно: бледный, изможденный человек в ставшей большой ему черной рубашке. Бесконечно терпеливый. Монотонно повторяющий всем звонящим и расспрашивающим одни и те же новости почти в одних и тех же выражениях.

Да, он выпил стакан сока, потому что ему послышались человеческие нотки в словах главы ЦИК Владимира Чурова о готовности просмотреть видео с избирательных участков. Но теперь он отказывается и от него: в реальности, по словам Шеина, никаких подвижек не происходит.

"Или суд, или откинем сандалии"

Впрочем, некоторые шаги навстречу власть все же сделала. В четверг в штаб голодающих, наконец, прислали из Москвы видео с выборов мэра. Его объем - терабайт. Чтобы просмотреть все записи, нужно несколько месяцев. Поэтому протестующие эсеры просят своих сторонников приходить и помогать. Записи нужны, чтобы подкрепить судебный иск.

Но уже в пятницу член ЦИК Леонид Ивлев заявил, что в размещенных на YouTube Шеиным роликах есть признаки монтажа. Естественно, сам Шеин это отрицает. Кто прав - пока не понятно. И, по всей видимости, договориться власть и голодающие эсеры в ближайшее время не смогут. Между тем, договариваться необходимо.

На вопрос, видят ли голодающие какой-нибудь выход из сложившейся ситуации, одна из сторонниц Шеина ответила прямо: "или будет честный суд, или мы откинем сандалии".

Сам Шеин только прикрыл глаза в знак согласия. Разговор происходил поздно вечером, и силы у него, действительно, уже были на исходе. Оживился по-настоящему он лишь, когда объяснял, почему, на его взгляд, расшевелить астраханцев по-настоящему пока не удается:

"Мы многие годы ходили на митинги, потому что в городе творился настоящий бандитский беспредел. Но ничего не менялось! Люди просто устали и ни во что уже не верят. Но я надеюсь, они проснутся. Приходите на митинг в субботу, увидите сами".

"Час X" для астраханской оппозиции и ее московских сторонников, который покажет, сумели ли они заставить горожан поверить в важность "дела Шеина", назначен на вечер субботы.