РЖД четко соблюдает сроки реализации ж/д реформы - Якунин
9 апреля 2012 года
ОАО "РЖД" четко соблюдает сроки реализации реформы на железнодорожном транспорте и выполняет установки государства, написал президент компании Владимир Якунин в своем блоге в Живом журнале.
Глава РЖД пишет, что ему периодически приходится слышать упреки в том, что реформа железнодорожного транспорта "пробуксовывает и что в этом виновато РЖД, которое не хочет терять контроль над лакомыми кусками железнодорожного бизнеса".
"Эти же люди пытаются рассказать мне о "тяжкой доле" частных операторов, интересы которых якобы ущемляются. Однако они забывают о том, что в этой сфере есть и другие интересы, прежде всего общественные, и их также необходимо учитывать, находя оптимальный баланс между социальной и экономической результативностью в деятельности железнодорожного транспорта. ОАО "РЖД" четко соблюдает сроки реализации реформы, выполняя все установки государства. Это подтверждено на уровне правительства РФ и председателя правительства РФ, чью оценку как глава госкомпании я считаю наиболее авторитетной", - пишет Якунин.
Проблема, по его словам, состоит в том, что законодательный механизм обеспечения процесса реформирования серьезно запаздывает, поэтому рынок получается с перекосами.
"Что мы наблюдаем сегодня в результате либерализации сегмента грузовых перевозок? Снижение эффективности использования вагонного парка и совершенно неконтролируемый рост доходов частных операторов, который связан с отсутствием какого-либо регулирования вагонной составляющей. И это считается нормальным. Операторы хотя и жалуются на свою судьбу, вообще говоря, люди не бедные - в списке Forbes немало руководителей частных грузовых компаний", - констатирует Якунин.
РЖД в то же время, резюмирует глава компании, зарабатывает деньги для государства, своего главного акционера, работая по регулируемому тарифу.
"При этом из Минфина и Минэко нам все время говорят о необходимости сдерживания роста инфраструктурной составляющей тарифа", - пишет топ-менеджер.
По его мнению, по этой причине компания испытывает перманентный дефицит инвестиционных средств и вынуждена обращаться к государству за дотациями на поддержание нормального состояния инфраструктуры, "а вся маржа, которую можно было бы получать рыночным способом в интересах развития ж/д сети, уходит в карман частного владельца вагонов".
"Это несоответствие, на мой взгляд, противоречит общественным интересам. Прямым следствием такого положения дел является, например, снижение уровня безопасности на железной дороге", - отмечает Якунин.
Так, напоминает топ-менеджер, участились аварии по причине брака железнодорожной техники. По его словам, в условиях общей либерализации отраслевых правил ответственность за эти случаи оказалась размыта и нет системы жесткого технического контроля, а ответственность за форс-мажоры, которые происходят на сети железных дорог, как несли, несут РЖД.
Якунин пишет, что то и дело возникают новые инициативы по дальнейшему членению единой системы под лозунгом "Рынок все отрегулирует". Речь, в первую очередь, идет о скорейшей приватизации локомотивной тяги.
"Между тем отделение локомотивной тяги от инфраструктуры в подавляющем большинстве стран признано неэффективным. Меня удивляет, что люди, яростно отстаивающие рыночные принципы, не задумываются о специфике железнодорожного транспорта, где потери от бездумной дезинтеграции единой инфраструктуры могут быть очень высоки" - заключил глава РЖД.