Путин провел тонкую настройку бюджета РФ
17 апреля 2012 года
Премьер-министр РФ Владимир Путин во вторник провел сразу два мероприятия, главной темой которых стали параметры бюджета - расширенную коллегию Минфина и совещание по бюджетным проектировкам. Он заявил, что Россия окончательно избавится от дефицита бюджета к 2015 году и поддержал идею направлять часть нефтяных сверхдоходов на инфраструктурные проекты.
При этом для покрытия ненефтегазового дефицита придется прибегнуть к займам - госдолг РФ в течение трех лет должен вырасти не выше 15% ВВП с нынешних примерно 10% ВВП. Путин также озвучил ряд идей о перераспределении налогового бремени.
ПО ДОХОДАМ И РАСХОДЫ
Констатировав общую позитивную ситуацию в экономике, премьер сообщил, что правительство в 2012 году направит почти 108 миллиардов дополнительных бюджетных расходов на решение социальных задач. Соответствующие поправки в бюджет были рассмотрены на совещании по бюджетным проектировкам. Средства, в частности, пойдут на обеспечение жильем ветеранов, повышение оплаты труда военных и сейсмоусиление зданий в регионах, пострадавших от землетрясения.
О доходах и расходах подробнее рассказал глава Минфина Антон Силуанов. По его словам, доходы федерального бюджета-2012 превысят уровень докризисного 2008 года на 2,6% в реальном выражении. Доходы бюджетной системы РФ в 2011 году превысили максимальный исторический показатель 2008 года, однако доходы федерального бюджета в прошлом году были на 2,4% ниже, чем в докризисном 2008 году.
Расходы бюджетной системы в 2011 году превысили показатель 2008 года на 25,1%, а расходы федерального бюджета - на 15%. Силуанов полагает, что следует сокращать "антикризисный навес" до реальных возможностей бюджета, которые не будут зависеть от рисков на внешних рынках.
Путин напомнил, что до конца апреля правительство должно рассмотреть сценарные условия социально-экономического развития России до 2030 года. На их основе Минфин разработает долгосрочную бюджетную стратегию до 2024 года.
ДЕФИЦИТ БУДЕТ ПОБЕЖДЕН
За первый квартал зафиксирован бюджетный дефицит, но уже март стал профицитным. Путин ожидает сохранения профицита бюджета в ближайшее время, схожей позиции придерживается и Международный валютный фонд (МВФ), улучшивший прогноз по состоянию бюджета РФ на 2012 и 2013 годы - до профицита в 0,6% ВВП и дефицита в 0,3% ВВП соответственно.
Впрочем, премьер констатировал, что России не обойтись без заимствований для покрытия не нефтегазового дефицита бюджета. При этом госдолг России в течение трех лет должен вырасти не выше 15% ВВП с нынешних примерно 10% ВВП, причем необходимо минимизировать внешние обязательства, считает он.
Государство должно вести себя предельно аккуратно на внутреннем рынке заимствований, чтобы не выступать конкурентом для бизнеса и не оттягивать на себя финансовые ресурсы, которые могут служить источником для инвестиций, подчеркнул Путин.
По его словам, к 2015 году страна должна твердо выйти на бездефицитный бюджет. Даже небольшой дефицит, учитывая нашу зависимость от мировой конъюнктуры, - это риск, и мы должны его минимизировать, - добавил он.
ЗАПУСТИТЬ РУКУ В РЕЗЕРВЫ
Основные доходы Россия по-прежнему получает от продажи нефти и газа, и в ходе заседания коллегии речь шла о том, как ими правильно распорядиться. Путин поддержал идею возврата к особому порядку использования нефтегазовых сверхдоходов, когда определяется, сколько направить на покрытие дефицитов, а сколько на пополнение резервов.
Правила пока находятся в стадии разработки, Минфин и Минэкономразвития не могут придти к компромиссу относительно динамики снижения базовой цены на нефть, исходя из которой будут рассчитываться средства, направляемые на расходы.
Путин согласился и с идеей Минфина тратить средства Резервного фонда на инфраструктурные проекты, когда он превысит 7% ВВП. По данным Минфина, на 1 апреля объем Резервного фонда составлял порядка 1,8 триллиона рублей, расходовать его средства можно при их увеличении примерно в 2,2 раза. Однако на этот счет еще предстоит еще дискуссия с Минэкономразвития, напомнил премьер.
По мнению Силуанова, достигнуть 7-процентной планки и начать тратить Резервный фонд возможно, не дожидаясь снижения ненефтегазового дефицита.
В свою очередь, первый зампред Госдумы Александр Жуков предложил расходовать сверхнормативные средства Резервного фонда не только на инфраструктурные проекты, но и на развитие социальной сферы. Ее поддержка не менее необходима, а сокращение расходов на культуру недопустимо, уверен он.
Управление ресурсами Резервного фонда и Фонда национального благосостояния может стать одной из функцией создаваемого Минфином Российского финансового агентства. Этому органу планируется передать полномочия по размещению и обслуживанию госдолга, управлению временно свободными бюджетными средствами, нацфондами, а также пенсионными накоплениями.
Таким образом, можно скоординировать управление государственными финансовыми активами и долговыми обязательствами, уверены разработчики. Силуанов попросил Путина ускорить создание Росфинагентства, политическое решение о существовании которого было принято еще до кризиса.
НАЛОГИ: ПЛАТИ, ГДЕ ЖИВЕШЬ
Не менее важной темой, обсуждавшейся на коллегии, стало налогообложение. Путин потребовал от Минфина сопоставлять налоговую нагрузку в РФ с параметрами стран Таможенного союза, чтобы избежать ухода бизнеса из страны. Он также выступил за "спокойное" повышение акцизов на алкоголь и табак и поручил Минфину еще раз тщательно просчитать параметры налога на роскошь.
Путин также предложил взимать налоги не по месту работы, а по месту жительства граждан. "Возможность сбора налогов по месту работы, а я понимаю, что это администрировать проще, и дальнейшего перераспределения по месту жительства - это не так сложно сделать", - отметил он, добавив, что будет обсуждать эту тему с Минфином и ФНС.
Так премьер прокомментировал тот факт, что муниципалитеты не заинтересованы в жилищном строительстве на их территории, поскольку рост числа жителей вовсе не означает притока налогов в местный бюджет.
Минфин ранее заявлял, что взыскивать налоги по месту жительства будет трудно, поскольку граждане часто проживают не там, где зарегистрированы, а доходы регионов предлагал выравнивать путем межбюджетного регулирования.
Чтобы стимулировать обновление основных фондов предприятий, власти РФ приняли решение освободить новое оборудование, станки и технику от налога на имущество. Благодаря этому российские предприятия смогут сэкономить на налогах до 80 миллиардов рублей, заявил Путин.
Зато на ряд других отраслей налоговую нагрузку следует повысить, считает он. Так, резервы в области изъятия ренты от добычи природных ресурсов есть в газовом секторе. Но действовать надо аккуратно, чтобы не сорвать планы инвестиционные планы энергокомпаний, подчеркнул премьер.
ИЗЖИТЬ ИЖДИВЕНЦЕВ НА МЕСТАХ
Путин призвал пересматривать систему межбюджетных отношений, чтобы она действительно стимулировала региональные власти эффективно работать и привлекать инвестиции для развития экономики. Пока многим менеджерам на местах проще получать дотации, нежели заниматься развитием, констатировал он.
В основу оценки эффективности местных органов власти должны лечь показатели привлечения инвестиций, роста налоговой базы и увеличения количества качественных рабочих мест, уверен премьер.
По мнению Силуанова, сложившаяся в РФ система межбюджетных отношений в целом соответствует общепринятым в мире базовым требованиям, однако они не всегда соблюдаются. За последний год возросло количество субсидий, обострились проявления иждивенчества, ориентация на разовые индивидуальные решения по оказанию финансовой поддержки регионам, отметил он.
В связи с этим Минфин предлагает ряд мер, которые бы помогли улучшить ситуацию. Крайняя из них - постановка вопроса о доверии губернаторам регионов-банкротов. В свою очередь, Путин пообещал не подписывать постановлений о выделении прямых денежных субсидий конкретным регионам.
По оценке экспертов "РИА-Аналитика", в целом ряде регионов долг превышает собственные доходы регионального бюджета, что противоречит Бюджетному кодексу РФ.
Как показали результаты рейтинга регионов, подготовленного "РИА-Аналитика", по состоянию на 1 января 2012 года, как и в прошлом году, госдолг превышает объем собственных доходов бюджета у Республики Мордовия и Республики Северная Осетия-Алания. Очень высокий уровень долговой нагрузки по итогам 2011 года отмечен у Костромской и Астраханской областей.