Открытие железнодорожного сообщения укрепит доверие между Тирасполем и Кишиневом - МИД ПМР
26 апреля 2012 года

Железнодорожное сообщение из Молдавии через территорию ПМР, которое было возобновлено в четверг, укрепит доверие между Тирасполем и Кишиневом, говорится в заявлении пресс-службы МИД Приднестровья.

Глава ПМР и премьер-министр Молдавии Влад Филат 30 марта подписали протокольное решение о возобновлении в 30-дневный срок полноценного железнодорожного сообщения через территорию Приднестровья. В четверг от станции Рыбница отправился первый товарный состав через Приднестровье.

В заявлении говорится, что возобновление грузового железнодорожного сообщения через территорию ПМР окажет "существенное позитивное влияние на социально-экономическое развитие Приднестровья и, кроме того, станет весомым вкладом в формирование атмосферы доверия и конструктивного сотрудничества".

В МИД считают, что железнодорожное сообщение позволит решить проблему экспорта из Приднестровья, что повлечет существенную активизацию бизнеса, рост производства и повышение уровня жизни занятых на производстве людей.

Кроме того, станет возможным полноценный транзит грузов через территорию Приднестровья третьими странами. Посредством оптимизации маршрутов транспортировки грузов будут существенно снижены финансовые затраты на региональные железнодорожные перевозки.

"Запуск железнодорожного движения сегодня может являться знаковым решением, открывающим перспективы разрешения и иных вопросов при содействии стран-гарантов России и Украины", - отмечается в сообщении.

Движение товарных поездов из Молдавии через территорию непризнанной республики было прервано в марте 2006 года, когда Украина, по согласованию с Кишиневом, ввела новый таможенный режим для Приднестровья, согласно которому весь экспорт должен проходить оформление в официальных органах Молдавии. Руководство Молдавской железной дороги перенаправило поезда, следовавшие через Приднестровье, на север, в объезд ПМР. В Тирасполе расценили эти действия как экономическую блокаду. В настоящее время через Приднестровье проходят транзитные грузовые составы в Россию и Украину, а также два пассажирских поезда Кишинев-Москва и Кишинев-Одесса.

Власти Приднестровья после возобновления железнодорожного сообщения ожидают роста промышленного производства, прежде всего за счет увеличения объема вывоза готовой продукции по железной дороге. В целом по республике 15 крупных промышленных предприятий за три месяца смогут увеличить объемы производства на 50%.

Приднестровский конфликт не удается урегулировать уже более 20 лет. Незадолго до распада СССР, 2 сентября 1990 года, пять расположенных на левом берегу Днестра районов Молдавии объявили о создании Приднестровской союзной республики в составе СССР, а затем - независимой Приднестровской Молдавской Республики (ПМР) с центром в Тирасполе. При этом город Бендеры и несколько прилегающих к нему правобережных сел высказались за вхождение в состав ПМР. Причиной для такого шага послужили заявления националистически настроенных радикалов в Кишиневе о выходе Молдавии из СССР и возможности ее присоединения к Румынии.

Власти Молдавии не согласились с решением приднестровских депутатов и попытались решить проблему, введя войска в непризнанную республику. В 1992 году в Приднестровье начался вооруженный конфликт, продолжавшийся несколько месяцев, до середины июля. В результате Кишинев утратил контроль над левобережными районами, и Приднестровье стало территорией, фактически неподконтрольной Кишиневу, со всеми атрибутами государственности, включая собственную валюту.

Международного признания Тирасполь не получил, но активно этого добивается. Молдавию данный вариант не устраивает, она предлагает приднестровцам автономию в составе единого государства.

В переговорах по приднестровскому урегулированию участвуют Молдавия и Приднестровье - как стороны конфликта, РФ, Украина и ОБСЕ - как посредники, Евросоюз и США - как наблюдатели.