ОБОБЩЕНИЕ - Выступление Медведева: президентские итоги и премьерские планы
25 апреля 2012 года

Президент России Дмитрий Медведев, который покидает свой пост 7 мая, во вторник выступил с заключительным посланием перед членами Госсовета. Действующий глава государства подвел краткие итоги своей деятельности за прошедшие четыре года и обозначил задачи нового кабинета министров, который он, как ожидается, возглавит после инаугурации избранного президента Владимира Путина.

Главным результатом своей работы на посту президента Медведев назвал изменение России, которая стала "более комфортной и привлекательной для жизни", и российского общества, ставшим "более открытым и более успешным". Он дал высокую оценку результатам экономического развития страны за эти годы и назвал особенно большим достижением то, что власти не допустили массового обнищания граждан в период кризиса.

Взгляд будущего премьера в будущее также оптимистичен: уже к 2018 году в России появятся 25 миллионов новых рабочих мест, средняя продолжительность жизни вырастет до 75 лет, а большинство семей в стране будут "средним классом" и смогут улучшать свои жилищные условия каждые 15 лет. Добиться таких изменений, по мнению главы государства, можно будет, продолжая модернизацию и либерализацию экономики, внедряя инновации.

Политологи называют выступление президента речью будущего премьера, отмечают ряд совпадений с предвыборной программой Путина и полагают, что у Медведева будет карт-бланш на реализацию собственных проектов в экономике во главе кабинета министров.

СЕМЬ ЗАДАЧ БУДУЩЕГО ПРЕМЬЕРА

Обычно программные заявления глава государства озвучивает в послании Федеральному собранию, однако последнее такое выступление Медведева состоялось в декабре 2011 года, через несколько недель после думских выборов. Поэтому для выступления президента был выбран нетрадиционный формат - расширенное заседание Госсовета, на которое были приглашены члены правительства во главе с премьером, представители парламента, руководители регионов, бизнесмены.

В начале речи Медведев сразу отметил, что подробный план работы будущего правительства будет представлен Госдуме в рамках процедуры назначения нового премьера, но все же уделил задачам правительства большую часть своего полуторачасового выступления.

Избранный президент Владимир Путин не раз говорил, что предложит на пост главы будущего кабинета министров Медведева, а в Госдуме заявили, что готовы рассмотреть кандидатуру премьера уже 8 мая.

Выступая перед членами Госсовета, Медведев обозначил семь главных задач на ближайшее время - часть до 2018 года (окончание полномочий нового президента), а часть 2020 года (срок действия программы "Стратегия-2020").

"Первым и главным" критерием Медведев назвал повышение средней продолжительности жизни россиян через шесть лет еще как минимум на четыре года. "У нас есть все шансы достичь уже к 2018 году уровня 75 лет", - сказал глава государства.

Доля семей с доходами ниже прожиточного минимума через пять лет должна быть устойчиво ниже 10%, а у большинства российских семей среднедушевой доход должен соответствовать базовым характеристикам среднего класса, сказал он.

Третья задача - подняться в международных рейтингах комфортности ведения бизнеса с нынешнего 120-го как минимум на 40-е место в мире с перспективой вхождения в первую двадцатку не позднее 2020 года.

В-четвертых, в России должно быть создано не менее 25 миллионов новых эффективных рабочих мест, прежде всего в несырьевых сферах, безработица не должна превышать 5%, производительность труда необходимо повысить в полтора-два раза. При этом Медведев подчеркнул, что борьба с инфляцией, бедностью и безработицей должна стать приоритетом в работе будущего правительства.

В-пятых, не менее пяти российских университетов должны войти в первую сотню в основных мировых рейтингах, что будет означать общий подъем российского образования.

В-шестых, большинство российских семей должно иметь возможность улучшать свои жилищные условия не реже одного раза в 15 лет. При этом у трети семей должна быть возможность приобретать жилье, в том числе с помощью государства.

Седьмая задача, которую ставит Медведев - обеспечить России место в первой десятке стран мира по уровню внедрения информационных технологий во всех сферах жизни общества.

ПРЕОДОЛЕВАЯ ЗАСТОЙ

Отдельно глава государства остановился на развитии гражданских и экономических свобод, которое он, как и четыре года назад, считает своей целью.

Медведев напомнил, что изменения политической системы в 2004 году, в частности отмена прямых выборов губернаторов, были необходимы и "абсолютно оправданны", так как "нестабильная политическая система, доставшаяся нам в наследство от анархии 90-х годов, нуждалась в санации и оздоровлении". Эти меры, по словам президента, дали результат - система стабилизировалась, но "как это всегда бывает, после ее стабилизации в ней стали наблюдаться признаки застоя".

Глава государства заявил, что выбор в пользу прямого участия граждан в политической жизни был очевиден, так как этот путь более эффективен.

В декабре 2011 года на фоне массовых акций протеста против результатов выборов в Госдуму Медведев предложил целый ряд мер по либерализации политической системы страны.

"Прямые выборы губернаторов, свободная регистрация партий, новый порядок парламентских выборов свидетельствуют и о более высоком уровне политической культуры в обществе. Демократия больше не является бранным словом", - отметил он.

Кроме того, глава государства высказался за сокращение сроков непогашенной судимости по ряду экономических статей и смягчение мер пресечения на этапе следствия за экономические преступления.

ПУБЛИЧНАЯ ВЛАСТЬ

Проблема развития гражданского общества, по мнению Медведева, очень тесно увязана с противодействием коррупции, созданием прозрачной судебной и правоохранительной системы и независимой системы оценки и контроля за деятельностью чиновников.

Так, отметил он, монополия чиновников на оценку собственной деятельности должна быть разрушена, а система открытого правительства должна быть доступна для активных граждан и экспертных сообществ - они должны иметь возможность участвовать в подготовке решений государственной власти, сказал президент.

Он также считает, что необходимо анализировать работу СМИ, роль которых в этой работе неоценима. Именно с этим, по его словам, связано создание общественного телевидения, которое должно заработать в 2012 году и станет "действенным инструментом общественных дискуссий и повышения открытости государства".

Кроме того, Медведев считает необходимым усовершенствовать институт общественных советов при исполнительной власти и наделить их дополнительными возможностями.

В целом, глава государства считает, что прозрачность власти - основное условие взаимного доверия в обществе и эффективности государственной политики.

Координирующей структурой может стать специальная комиссия, а экспертной площадкой - экспертный совет при правительстве России, сказал президент.

Одной из задач этих структур будет разработка ключевых показателей эффективности деятельности правительства и отдельных федеральных органов исполнительной власти, добавил Медведев.

Он вновь отметил значение "открытого правительства" для развития политики и экономики, которое должно быть "открытым для всех желающих, а не только для отдельных уважаемых товарищей".

Говоря о деятельности правоохранительных и судебных органов, Медведев заявил, что в результате реформы должна стать прозрачной и подконтрольной обществу, а вмешательство в нее со стороны властных структур неприемлемо. Также должна уйти в прошлое практика использования административного и силового ресурса в бизнес-конкуренции.

По словам президента, за последние годы были приняты существенные меры по укреплению независимости судебной системы, а в 2011 году "сделан и первый шаг по реформированию органов внутренних дел".

Также Медведев сообщил, что российские власти "полным ходом" разрабатывают дополнительные меры противодействия как "большой", так и бытовой коррупции, которые должны стать частью национального плана противодействия коррупции. В частности, идет о внедрении системы контроля за расходами должностных лиц, дополнительных санкциях за коррупционные преступления, формировании специальных структур для их расследования и механизма публичного контроля и оценки деятельности чиновником.

ГОСУДАРСТВО УСТУПАЕТ БИЗНЕСУ

Экономический раздел выступления Медведева не мог не порадовать предпринимателей: президент подтвердил курс на либерализацию и улучшение бизнес-климата в стране и сообщил, что необходимости повышать налоги у государства нет. По мнению главы государства, вместо этого можно задействовать другие источники, в частности повысить эффективность бюджетных расходов и системы госуправления.

Так, пояснил Медведев, для государственных служащих должна поэтапно вводиться единая система экзаменов и конкурсов. Кроме того, все льготы и преимущества для госслужащих в конечном счете должны быть монетизированы и вместе с основной зарплатой составить "нормальный рыночный уровень их трудовой мотивации".

По словам главы государства, необходимо в полной мере использовать механизм ротации, а также общественной оценки эффективности служащих государственного и муниципального уровня.

Особо тщательно, отметил президент, нужно подходить к реализации масштабных программ, таких как техническое переоснащение Вооруженных сил, на которое до 2020 года будут выделены более 20 триллионов рублей. Эту программу, инициатором которой он выступил еще в 2010 году, Медведев назвал в числе приоритетов будущего правительства.

Для ее реализации, сказал он, необходима "профессиональная экспертиза на всех этапах реализации государственного заказа, расширение конкуренции на соответствующем рынке, каким бы специфическим этот рынок ни был, а также построение современной системы исследования и разработок на базе лучших традиционных школ и современных практик других государств".

Затронул глава государства и такой важный вопрос, как будущее госкомпаний. Они, по его мнению, должны прекратить поглощение частных компаний и приступить к продаже непрофильных активов. Поручение правительству проработать вопрос ускоренного сокращения непрофильных активов госкомпаний президент давал еще в декабре 2011 года.

Медведев сообщил, что уже через несколько месяцев будет опубликован реестр компаний, которые контролируются государством, а затем пройдет общественное обсуждение целесообразности сохранения наиболее крупных из них под контролем правительства. По всем активам, где такая целесообразность не будет доказана, правительство должно принять и реализовать "дорожные карты" их отчуждения в среднесрочной перспективе.

Целесообразность госинвестиций в производство любых товаров и услуг должна публично обосновываться и обсуждаться везде, где такие капиталовложения может осуществлять частный сектор, уверен президент. Для этого должны быть созданы соответствующие условия. Такие меры позволят снизить объем вмешательства государства в экономику, считает Медведев.

Сократить влияние нужно и федеральному центру в вопросе взаимоотношений с регионами, убежден президент. По его мнению, субъекты Федерации могут распоряжаться частью выделяемых федеральных средств самостоятельно, а также получать в бюджеты будущие возможные дополнительные доходы, такие как средства от планируемого увеличения акцизов на алкоголь и табак.

"За несколько лет мы должны значительно расширить объемы ресурсов, которыми регионы и муниципалитет распоряжаются самостоятельно. Цифра эта обсуждалась - примерно на триллион рублей", - сказал он.

КАРТ-БЛАНШ МЕДВЕДЕВА

По мнению гендиректора Центра политической информации Алексея Мухина, Медведев выступил на Госсовете в качестве будущего премьера, которого "все-таки беспокоит, насколько гладко пройдет его назначение на этот пост".

В свою очередь гендиректор Совета по национальной стратегии Валерий Хомяков назвал речь Медведева на Госсовете прощальной и отметил, что она была во многом реакцией на протестные настроения в обществе. По его словам, Медведев на Госсовете, в частности, изложил свою позицию "как президент, и как гражданин, и как премьер".

Эксперт Центра политической конъюнктуры Дмитрий Абзалов также считает, что глава государства в своем выступлении не только подвел итоги своей деятельности, но и обозначил программу будущего правительства - направления деятельности, которые станут стратегическими в среднесрочной перспективе.

Медведев заранее намекает на ту стратегию, которую должен выбрать его кабинет министров - модернизация, инновации и либерализация экономики, отмечает эксперт. По словам Мухина, такие идеи непопулярны в нынешнем правительстве.

Заместитель гендиректора Центра политических технологий Алексей Макаркин считает, что между президентом и премьером будет много дискуссий по поводу либерализации политической системы. В свою очередь Абзалов считает, что на посту премьера у Медведева будет больше возможностей реализовать свои планы и проекты в экономике, так как у него будет карт-бланш.

"Будучи президентом, он их запустил, а сейчас он будет их реализовывать - собственно, в этом и есть основная идея премьерства Медведева", - поясняет эксперт.

Говоря о борьбе с бедностью, инфляцией и безработицей, которые Медведев обозначил в качестве главных приоритетов будущего кабинета министров, Мухин отметил: "Данная повестка дня будущего кабинета министров полностью укладывается в концепцию, которую в ходе президентской кампании озвучил Владимир Путин".

Мухин также напомнил, что эти тезисы озвучивал и сам Медведев в течение четырех лет президентства.

"Мне кажется, здесь Дмитрий Медведев не оригинален, но это должно подчеркнуть последовательность и принципиальность его как государственного деятеля, возлагающего на себя определенные задачи", - добавил политолог.

Комментируя заявление главы государства о застое в политической системе России, Мухин сказал, что президент активно продвигает реформу политической системы, однако его уход с высшего государственного поста может привести к ее замедлению.

В свою очередь Хомяков считает, что слова о застое в политсистеме, прежде всего, относятся к партиям в Госдуме.

"Когда это (ситуация в Госдуме) длится не один десяток лет и фактически одни и те же партии присутствуют в Госдуме, это начинает утомлять общество, отсюда естественное появление уличной оппозиции", - объясняет политолог.