НУТЭП планирует утроить грузооборот контейнерного терминала и удвоить мощность зернового
10 апреля 2012 года
Группа компаний "Дело", владеющая стивидорными активами в порту Новороссийск (так называемый Юго-Восточный грузовой район порта), поделилась планами их развития в ближайшей перспективе. Председатель совета директоров ГК "Дело" Тимофей Телятник рассказал журналистам, что планируется утроить пропускную способность контейнерного терминала и почти вдвое расширить мощности зернового терминала.
Факторами, которые помогут реализовать данную стратегию, станет строительство новых железнодорожных путей и глубоководного причала.
ГК присутствует в Новороссийске как ОАО "НУТЭП" (контейнерный терминал), ОАО "Комбинат Стройкомплект" (КСК, зерновой терминал) и нефтепродуктовый терминал (запущен лишь в 2012 году). Там же на обоих терминалах обрабатываются генеральные и Ро-Ро грузы. Компания осуществляет и бункеровочные операции на рынке (заправка топлива).
ПОТЕНЦИАЛ КОНТЕЙНЕРНОГО РОСТА
В Новороссийске в настоящее время действуют три контейнерных терминала: ОАО "Новолесэкспорт" (НЛЭ), ОАО "НМТП" (оба входят в группу НМТП) и НУТЭП.
Согласно данным АСОП, по итогам прошлого года грузооборот НЛЭ составил 266 тысяч TEUs (пропускная способность - 300 тысяч TEUs), НМТП - 168 тысяч TEUs (пропускная способность - 200 тысяч TEUs). Между тем у НУТЭП грузооборот составил 200 тысяч TEUs при пропускной способности терминала в 350 тысяч TEUs.
Таким образом, НУТЭП в настоящее время имеет самый большой - 40% или 150 тысяч TEUs - запас пропускной способности в Новороссийске и во всем Азово-Черноморском бассейне, подчеркивает Телятник.
"Остальные контейнерные терминалы работают на пределе своей пропускной способности. У нас этот запас пока есть. Совершенно точно мы можем сказать, что в течение двухлетней перспективы запас по пропускной способности есть только у НУТЭП", - говорит он.
Стоит также отметить, что на рынке перевалки контейнеров в России в 2011 году доля Азово-Черноморского бассейна составила 14% - 676 тысяч TEUs. В свою очередь, из этого на долю Новороссийска приходится 94% оборота. А от рынка Новороссийска доля НУТЭП - это 30% или 200 тысяч TEUs.
Говоря о дальнейших планах, Телятник не скрывает оптимизма. "Если в среднем по рынку прогноз аналитиков - это рост на 15%, то мы ожидаем, что вырастем быстрее рынка. Так, первый квартал у нас показал прирост 30%", - говорит Телятник, демонстрируя данные отчетного периода. Действительно, по итогам первого квартала 2012 года перевалка контейнеров на НУТЭП составила 50,7 тысячи TEUs против 38,67 тысячи TEUs за аналогичный период прошлого года.
Именно поэтому в планах ГК "Дело" - еще большее, до 600 тысяч TEUs, увеличение пропускной способности НУТЭП уже к началу 2016 года.
УВЕЛИЧЕНИЕ ЗЕРНОВЫХ МОЩНОСТЕЙ
Второй важнейшей точкой роста для ГК "Дело" является зерновой бизнес. Мощности своего зернового терминала в Новороссийске компания планирует к первому кварталу 2013 года увеличить с нынешних 2 миллионов до 3,5 миллиона тонн.
При этом грузооборот зерна КСК по итогам минувшего года составил лишь 708 тысяч тонн. Сказался запрет на экспорт зерна (действовал до 1 июля 2011 года). И хотя компания официально запустила терминал лишь в октябре 2011 года, отгрузки небольших партий зерна велись здесь уже с июля.
"В текущем году мы выйдем на полную мощность (2 миллиона тонн - ред.). Мы ожидаем, что увеличение до 3,5 миллиона тонн случится в первом квартале 2013 года, когда мы подведем к терминалу железную дорогу", - сказал он.
Инфраструктура зернового терминала пока включает в себя три малых силоса для хранения зерна общей мощностью 10 тысяч тонн, автоподъезды и две норийные вышки, осуществляющие загрузку судов. Сейчас здесь завершается строительство еще девяти новых силосов на 110 тысяч тонн.
Телятник рассказал, что они уже монтируются и к маю-июню, то есть к началу сезона, будут запущены в эксплуатацию.
Стоимость оборудования для зернового терминала составила около 60 миллионов долларов, из которых 50 миллионов компания оплатила, взяв долгосрочный кредит Сбербанка .
Несмотря на то, что Телятник не сообщил, что потенциально существует возможность еще больше увеличить пропускную способность зернового терминала до 4,7 миллиона тонн в год, эта цифра значится в материалах ГК "Дело", которые имеются в распоряжении агентства "Прайм".
НОВАЯ ЖЕЛЕЗНАЯ ДОРОГА И ПРИЧАЛ
Достичь значительного роста контейнерооборота и увеличить мощность зернового терминала позволит реализация двух основных проектов.
Во-первых, строительство нового причала №38. Он будет принимать глубоководные суда с большой осадкой (до 15 метров), которые смогут перевозить до 5 тысяч TEUs.
Суммарные капитальные затраты по проекту, который уже согласован с Министерством транспорта и Росморпортом, составят 140-150 миллионов долларов. "Сам причал стоит 100 миллионов долларов. Он будет строиться за счет средств федерального бюджета, а мы его возьмем в аренду и полностью обеспечим всю перегрузочную технику. Наши инвестиции здесь составят порядка 40-50 миллионов (долларов - ред.)", - рассказал Телятник. Строительство начнется в следующем году, будет продолжаться до конца 2015 года.
Проект станет, пожалуй, одним из самых показательных в сфере государственно-частного партнерства, считает он, поясняя, что компания "рассчитала все выгоды, окупаемость для государства сумасшедшая". При этом, однако, о конкретных цифрах не говорит.
"Сейчас в контейнерном бизнесе идет тенденция укрупнения флота. Если бы этот причал у нас уже стоял, то мы бы и сегодня имели грузооборот в 600 тысяч TEUs", - утверждает Телятник.
Второй точкой бизнес-плана компании является перекладка железнодорожных путей.
"Мы единственные, у кого железнодорожный путь находится в собственности на территории. Он пока один, а сейчас это будет пятипутный парк (пять путей - ред.). Для чего это нужно? Сегодня железная дорога подведена только на контейнерный терминал. На зерновом терминале железной дороги нет, сюда зерно подвозят на машинах, и это пока наш конкурентный недостаток", - рассказал Телятник.
Инвестиции в строительство железной дороги составили 10 миллионов долларов из собственных средств компании. Контракт уже заключен, работы начались, добавляет Телятник.
НУТЭП НЕ НА ПРОДАЖУ
ГК "Дело" не собирается продавать НУТЭП, заявил Телятник. "Я официально заявляю, что переговоров о продаже нашего актива (НУТЭП - ред.) не ведем ни с кем и не собираемся", - сказал он. Таким образом, он официально ответил на претензии нескольких крупных компаний, сообщавших об интересе к данному активу.
В разное время желание купить НУТЭП проявляли транспортная группа FESCO и группа "Сумма" (совладелец НМТП). Группа НМТП впоследствии отказалась от планов по покупке НУТЭПа, так как стороны не сошлись в цене. "Сумма" готова была купить НУТЭП за 200 миллионов долларов, представители же ГК "Дело" говорили, что стоимость НУТЭПа к 2013 году может вырасти до 1-1,5 миллиарда долларов с 500 миллионов долларов в настоящее время.
В конце марта ведущий оператор контейнерных терминалов в России Global Ports Investments PLC (группа GPI, входит в группу "Н-Транс") также заявляла, что рассматривает возможность покупки НУТЭП по рыночным условиям.
Телятник же подтвердил лишь факт переговоров, которые велись с ОАО "Новороссийский морской торговый порт" (НМТП).
"У нас были переговоры с НМТП по поводу продажи. Они были окончены в июле 2011 года тем, что мы не договорились", - напомнил он. Также председатель совета директоров подчеркнул, что им это совершенно неинтересно, поскольку у компании, во-первых, нет финансовых проблем, при этом практически вся инвестиционная программа ближайшего времени уже оплачена, во-вторых, бизнес стабильно растет, достигая показателя 100% в год.
Кроме того, если и возникают претенденты на активы ГК "Дело", то им почему-то нужны его отдельные части. Напомним, ГК, помимо контейнерного терминала, принадлежит зерновой и нефтепродуктовый терминалы в порту.
"Есть ряд технических решений, которые завязаны на оба терминала. Приходит кто-то, говорит - хочу контейнерный терминал купить, а что нам тогда с зерновым делать? Проходит-то все по территории НУТЭП", - задается вопросом Телятник.
ПРОЗРАЧНОСТЬ ПРЕД IPO
ГК "Дело", которая до последнего времени публиковала лишь операционные, но не финансовые показатели, намерена в конце апреля раскрыть отчетность по международным стандартам.
"Сейчас мы как раз составляем аудированную отчетность по МСФО по своим стивидорным активам порта Новороссийск. Как только мы будем готовы ее показать, вероятнее всего это случится в конце апреля, мы сделаем раскрытие информации", - обещает Телятник.
Он рассказал, что пока выбирается рабочее название для единой материнской компании, на базе которой будут консолидированы операционные и финансовые результаты.
Отвечая на вопрос, не планирует ли компания выходить на IPO после того, как станет более прозрачной, Телятник сказал: "Да, теоретически мы такую возможность рассматриваем. Мы считаем, что, в принципе, по стивидорным активам можно делать IPO, но не ранее 2015 года".
Телятник пояснил такие сроки тем, что сегодня группа активно реализует проекты по строительству на территории порта.
"Чтобы проводить IPO, нужно показывать прошлые результаты как минимум за три года, которые к тому же демонстрируют достаточный рост. У нас этот рост идет, но нам нужна эта история, бэкграунд. Вот почему мы будем готовы не раньше, чем в 2015 году", - подчеркнул он.